Jaguar XJ Series 3 – последняя серия классических четырехместных седанов XJ, которая получит продолжение в формате XJ40.
Содержание:
История Jaguar XJ Series 3
После выхода XJ Series 2 в 1973 году начались работы по его замене совершенно новым XJ40. Когда заикающийся прогресс XJ40 Prototype погряз в политическом вмешательстве, творческой нерешительности и жесткой экономии бюджета, руководство компании приступило к реализации амбициозной программы модернизации существующего седана XJ.
На реализацию проекта и сопутствующее переоснащение производства с трудом было выделено около 7 миллионов £. Сказывался финансовый кризис и влияние British Leyland, куда входила компания Jaguar.
Третья серия автомобилей XJ
Из-за загруженности рабочего состава компания Jaguar обратилась к независимым мастерским для разработки дизайна третьей серии автомобилей XJ. Проект получил рабочее название XJ50, XJ51 и XJ52 – для каждого из планируемых типов двигателей.
Были даны четкие указания о возможных изменениях: интерьер салона мог быть изменен на усмотрение дизайнеров, а вот кузов мог меняться только с условием того, что не потребуется применение и изготовление новых штампов. Шасси, естественно, должно было остаться неизменным.
Из воспоминаний технического директора Джима Рэндла:
У нас было две машины, одна от Pininfarina, другая от Bertone, но мы отказались от Bertone.
В настоящее время мало что известно о предложении Bertone, но вряд ли оно резко отличается от предложения их соперников из Pininfarina, которые успешно справились с, казалось бы, невозможным.
Дизайнеры Pininfarina, под наблюдением Леонардо Фиораванти и Лоренцо Рамичотти, тонко массировали существующие пропорции, вытягивая передние стойки у основания, удлиняя боковое стекло, что в сочетании с удалением переднего бокового стекла резко смягчало визуальное расхождение между передними и задними дверями.
Панель крыши была сделана более плоской и узкой, что усиливало эффект бокового остекления, которое теперь также было выше. Что касается задней части, угол наклона крыши стал меньше, придав куполу более острый профиль.
В кузовную часть было внесено множество различных изменений, которые касались, в основном, верхней части кузова. Существует мнение, что некоторые элементы экстерьера созданные Pininfarina все-таки были пересмотрены дизайнерами Jaguar, но они были незначительны.
Внутри автомобиль был частично схож с XJ Series 2, однако в интерьер было внесено множество изменений и улучшений.
С технической стороны Jaguar XJ Series 3 получили множество значимых модернизаций (свои для разных типов двигателей): пятиступенчатая коробка передач (которая уверенно справлялась с двигателем V12 от Jaguar), система электронного впрыска Lucas-Bosch L-Jetronic, новые ГБЦ и т.д.
Автомобиль запустили в полный производственный цикл 28 марта 1979 года.
Модельный ряд претерпел ряд изменений и переименований к 1984 году, хотя известно, что изначально он был слегка другим (информация из каталога 1984 года):
- XJ6 стали именовать обычные модели с двигателями на 3.4 и 4.2 литра;
- Появился Jaguar Sovereign 4.2 – люксовая модель с двигателем на 4.2 литра;
- Также появился Jaguar Sovereign HE – люксовая модель с двигателем V12 5.3 литра;
- Дополнительно был добавлен Jaguar Vanden Plas HE – модель-люкс с двигателем V12 5.3 литра в отделке от Vanden Plas (до этого была представлена еще с двигателем на 4.2 литра).
Отличия XJ Series 3 от Series 2
Внешние отличия включали значительно пересмотренный дизайн кузова:
- Практически полностью пересмотренная верхняя часть кузова;
- Пересмотренный дизайн передних и задних бамперов;
- Измененный дизайн комплекта задних фонарей;
- Увеличенная хромированная вставка на крышке багажника;
- Вклеенные лобовое и заднее стекло;
- Измененные дверные ручки;
- Решетка радиатора сохранила только вертикальные хромированные полосы (без горизонтальных, как на XJ Series 2).
Внутри новая серия получила большой ряд различных изменений и доработок:
- Новые, значительно улучшенные передние сиденья;
- Улучшенное ковровое покрытие с более качественным шумопоглощением;
- Измененная обшивка крыши;
- Амортизирующее рулевое колесо;
- Пересмотренная приборная панель и сопутствующие элементы;
- Ряд других изменений и улучшений.
Силовые характеристики также были улучшены:
- 4.2 литровый двигатель получил систему впрыска Lucas-Bosch L-Jetronic, которая увеличила мощность с 170 л.с. до 205 л.с.;
- К 1980 году V12 5.3 литровые двигатели получили новые головки блока цилиндров, что привело к появлению маркировки V12 HE (High Efficiency). Двигатель стал более мощным и снизил расход топлива в среднем на 20%;
- Двигатель на 3.4 литра остался прежним.
Завершение производства Jaguar XJ Series 3
Изготовление Jaguar XJ Series 3 было частично прекращено в 1986 году, когда на свет наконец то появился Jaguar XJ40 (который займет имя XJ6).
Все модели XJ третьей серии с шестью цилиндрами были сняты с производства, а модели с двигателем V12 производились до 1992 года. Всего было создано около 154390 автомобилей Jaguar XJ Series 3:
- XJ6 на 3.4 литра – около 5767 автомобилей;
- XJ6 на 4.2 литра – около 97565 автомобилей;
- XJ12 на 5.3 литра (до пересмотра модельного ряда) – около 2861 автомобилей;
- Sovereign на 4.2 литра – около 18655 автомобилей;
- Sovereign на 5.3 литра – около 7753 автомобилей;
- Vanden Plas на 4.2 литра – около 18837 автомобилей;
- Vanden Plas на 5.3 литра – около 2952 автомобилей.
Характеристики Jaguar XJ Series 3
Характеристики из каталога 1984 года, который максимально подробно раскрывает практически весь модельный ряд Jaguar XJ Series 3 (кроме модели Jaguar Vanden Plas на 4.2 литра):
Двигатель: 3.4 литра – шестицилиндровый с водяным охлаждением, 3442 c.c. (162 b.h.p., 5250 r.p.m.), компрессия 8.4:1. Диаметр цилиндра и ход поршня 83×106 мм. Два карбюратора S.U HIF7, зажигание с контактным выключателем. ГБЦ типа “Straight port” из алюминиевого сплава, два распредвала, сферические камеры сгорания, чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни, семиподшипниковый коленвал.
4.2 литра – шестицилиндровый с водяным охлаждением, 4235 c.c. (205 b.h.p., 5000 r.p.m.), компрессия 8.7:1. Диаметр цилиндра и ход поршня 92.07×106 мм. Система электронного впрыска Lucas-Bosch L-Jetronic, система зажигания с постоянной энергией. ГБЦ типа “Straight port” из алюминиевого сплава, два распредвала, сферические камеры сгорания, чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни, семиподшипниковый коленвал.
5.3 литра – двенадцатицилиндровый двигатель с водяным охлаждением, 5345 c.c. (295 b.h.p., 5500 r.p.m.), компрессия 12.5:1. Диаметр цилиндра и ход поршня 90×70 мм. ГБЦ из алюминиевого сплава, камера сгорания высокой эффективности (HE), блок типа “Open-deck” из алюминиевого сплава, семиподшипниковый коленвал, алюминиевые поршни, система питания Lucas-Bosch Digital Electronic, система зажигания с постоянной энергией.
Коробка передач: 5-ступенчатая механика – синхронизированная, опционально самоблокирующийся дифференциал типа Powr-Lok. Передаточные числа: 1 – 3.321, 2 – 2.087, 3 – 1.396, 4 – 1.0, 5 – 0.792, Reverse – 3.428.
АКПП для 3.4 и 4.2 литровых автомобилей – с гидротрансформатором, опционально самоблокирующийся дифференциал типа Powr-Lok. Передаточные числа: 1 – 2.40, 2 – 1.46, 3 – 1.0, Reverse – 2.090.
АКПП для 5.3 литровых автомобилей – с гидротрансформатором, опционально самоблокирующийся дифференциал типа Powr-Lok. Передаточные числа: 1 – 2.50, 2 – 1.50, 3 – 1.0, Reverse – 2.0.
Подвеска: Передняя – независимая, с системой Anti-drive на двух поперечных рычагах и телескопических амортизаторах с пружинами. Задняя – нижние поперечные рычаги с пружинами и телескопическими амортизаторами.
Управление: Реечное управление с усилителем. Регулируемая энергопоглощающая рулевая колонка.
Тормоза: Тормоза с сервоприводом на всех четырех колесах (передние вентилируемые). Датчик предупреждающий об окончании тормозной жидкости и ручной тормоз задних колес.
Бензиновое оборудование: Два топливных контейнера (по одному в каждом заднем крыле). Переключателем питания на приборной панели. Две заливные горловины с защитными крышками.
Колеса и шины: Запасное колесо под полом багажника. Jaguar XJ6 – стальные диски 6JKx15 со стальными наличниками. Jaguar Sovereign – стальные диски 6JKx15 с эксклюзивными нержавеющими наличниками. Jaguar Vanden Plas – перфорированные литые диски 6JKx15.
Шины на 3.4 и 4.2 литровые модели – низкопрофильные 205/70 VR 15. Шины на 5.3 литровые модели – низкопрофильные 215/70 VR 15.
Электрооборудование: Четыре кварцевых галогенных фары спереди и боковые лампы поворотников. Полный комплект световых сигналов в задней части. Подсветка при открытии дверей. Передние противотуманки (для Sovereign и Vanden Plas). Стеклоочиститель передних фар (стандартно для Vanden Plas и в качестве опции для других моделей). Комплексная приборная панель включающая спидометр, тахометр, вольтметр, датчик давления масла, датчик топлива и датчик температуры воды в системе охлаждения. Аварийные лампы для зажигания, давления масла, тормозной системы, ручного тормоза, хладгена, дальнего света, поворотников, аварийки, задних противотуманок, отказа ламп освещения, обогрева стекла и ремней передних сидений. Рычаг переключения поворотников. Дальний свет. Двухскоростные дворники с омывателем. Подсветка приборной панели.
Отдельные выключатели с сигнализаторами для обогрева заднего стекла, топливных баков, световых приборов. Гудок в центральной части рулевого колеса. Часы с маршрутным компьютером доступны на моделях Sovereign и стандартны на Vanden Plas. Подсветка для чтения карт и две лампы вежливости. Прикуриватель. Система кондиционирования воздуха (обычная для моделей XJ6 3.4, XJ6 4.2, Sovereign 4.2. Автоматическая для Sovereign HE и Vanden Plas HE).
Модели Sovereign и Vanden Plas – прикуриватель спереди и сзади. Лампы подсветки у задних сидений. Круиз контроль (опционально для Sovereign, стандартно для Vanden Plas). Динамики в передних дверях. Динамики задних дверей (опционально для XJ6).
Кузов и интерьер: Общее для всех моделей – Четырехдверный седан (Saloon) с конструкцией кузова типа монокок. Спереди и сзади имеются зоны деформации, который обеспечивают поглощение энергии при ударе. Передний откидной капот с двигателем внутри. Сбалансированная крышка багажника. Объемные защитные бамперы. Два стальных топливных бака по 10 галлонов. Хромированные молдинги на кузове (для Sovereign и Vanden Plas). Стальной лючок крыши с электроуправлением (опционально для XJ6 и Sovereign). Ламинированное ветровое стекло (тонированное в качестве дополнительной опции для 3.4 и 4.2 литровых моделей) с обогревом.
Боковые стекла с электроподъемниками. Система с центральным замком. Замки для безопасности детей на задних дверях. Замки топливных горловин. Два наружных боковых зеркала на передних дверях (механические на XJ6 и электрические на Sovereign и Vanden Plas, но опционально доступны для XJ6). Руль с кожаной оплеткой. Центральная консоль и обшивка дверей (включающая подлокотники) выполнены в обивке мягкого цвета. Центральные поручни сзади. Солнцезащитные козырьки водителя и переднего пассажира. Антибликовое зеркало заднего вида. Зеркальце в бардачке. Пепельница. Бардачок с замком и подсветкой. Ящичек для мелочей в приборной панели. Кармашки в панелях дверей. Задняя полка. Кармашки для документов в задней части передних сидений.
Jaguar XJ6 3.4 и 4.2 литра – Приборная панель из дерева грецкого ореха. Глубокое ворсовое ковровое покрытие. Анатомические передние сидения с продольной и поясничной поддержкой (электрический регулятор высоты – опционально). Поддержка головы для передних сидений (для задних в качестве опции). Широкие задние сидения с центральным подлокотником. Отделка сидений из плетеного велюра (кожаная отделка доступна для модели XJ6 4.2 литра в качестве опции). Ремни безопасности всех сидений.
Jaguar Sovereign 4.2 и HE – Панель приборов из шершавого дерева грецкого ореха. Деревянные вставки дверей из шершавого дерева грецкого ореха. Глубокое ворсовое ковровое покрытие для пассажиров. Анатомические передние сидения с продольной и поясничной поддержкой (электрический регулятор высоты – опционально). Поддержка головы. Широкие задние сидения с центральным подлокотником. Отделка сидений из кожи. Ремни безопасности всех сидений.
Jaguar Vanden Plas HE – Панель приборов из шершавого дерева грецкого ореха с вставляемыми приборами. Деревянные вставки дверей из шершавого дерева грецкого ореха с инкрустацией из спичечной соломки. Глубокое ворсовое ковровое покрытие для пассажиров. Уникальные анатомические сидения с электрическим регулятором. Поддержка головы. Широкие индивидуальные задние сидения с центральным подлокотником. Все сидения в отделке из высококачественной кожи. Ремни безопасности всех сидений.
Размещение багажа: Вместительный багажник с подсветкой области (включает ящичек с инструментами).
Размеры: Длина – 195.2″, ширина – 69.7″, высота – 54.0″. Колесная база – 112.8″. Клиренс – 7.0″. Вес: 3.4 литра – 1766 кг, 4.2 литра – 1830 кг, 5.3 литра – 1930.
Видео Jaguar XJ Series 3
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | Каталог запасных частей | Руководство по электрике XJ6 |
Руководство по электрике XJ12 | Руководство по электрике XJ6 Series 3 | Сервис мануал XJ6 |
Расшифровка VIN | Сервисная книга |
Каталоги
Разное
История Jaguar XJ | Руководство по уходу за моделями XJ |