Yandex Metrika
Jaguar XJ13
Модели Jaguar

Jaguar XJ13

Jaguar XJ13 – первый спортивный 12-цилиндровый автомобиль компании Jaguar (прототип) построенный в единственном экземпляре.

 

История Jaguar XJ13

Еще в 50х годах компания Jaguar поднимала вопрос о создании 12 цилиндрового двигателя Jaguar. Проект был поручен Клоду Бэйли, который к 1964 году разработал семь прототипов двигателя, два из которых были построены по гоночной спецификации. Конструкция в основном совмещала два шестицилиндровых двигателя с общим коленчатым валом и алюминиевым блоком.

First Jaguar V12 engine
Один из первых V12 двигателей Jaguar

Уже в 1960 году, в процессе разработки двигателей, вставал вопрос о создании тестового автомобиля для нового двигателя. Первоначально готовые двигатели были протестированы с шестью карбюраторами SU на двух автомобилях Jaguar Mark X, известных как Project XJ5. Разработка же специального гоночного автомобиля началась только в 1965 году.

 

Новый гоночный автомобиль Jaguar XJ13

В середине 1965 года в экспериментальном отделе завода Браунс-лейн началась постройка уникального автомобиля Jaguar XJ13 – проект номер 13.

Early Jaguar XJ13
Раннее фото Jaguar XJ13

Кузов будущего автомобиля разрабатывался Малькольмом Сайером, который был родоначальником всех аэродинамических кузовов Jaguar, включая знаменитые C-Type и D-Type. Автомобиль получил среднемоторную компоновку и был выполнен из клепаных алюминиевых панелей. Интересными особенностями его конструкции стала дуга безопасности за головой водителя и откидная стеклянная панель над двигателем.

Задача по созданию “внутренностей” автомобиля была поручена инженерам Дерику Уайту, Теду Бруксу, Майку Кимберли, Бобу Блейку.

Jaguar XJ13 creation
Создание будущей модели в застенках завода Браунс-лейн

Передняя подвеска будущего прототипа была схожа с подвеской автомобилей E-Type, однако вместо продольных торсионных стержней были использованы обычные амортизаторы. На задней подвеске также наблюдалось сходство с E-Type – использование карданных валов в качестве верхних поперечных звеньев, в остальном же она имела ряд существенных отличий. В частности, автомобиль больше не требовал больших подрамников для размещения подвески.

Jaguar XJ13 suspension
Элемент подвески будущего XJ13

Итоговым двигателем автомобиля стал 5.0 V12 агрегат (4993,5 c.c.), который выдавал около 502 л.с. при 7600 оборотах в минуту и с массой почти в 300 кг. Инженеры сочли, что дополнительную мощность можно будет выжать при тщательной настройке.

Автомобиль был готов в марте 1966 года. К тому времени уже был выпущен 7-литровый Ford GT40, что сразу же сделало проект XJ13 устаревшим. Автомобиль девять раз тестировался на трассах MIRA и в Сильверстоуне с марта по август 1967 года и каждый раз модифицировался. Итоговые результаты в очередной раз подтвердили неконкурентоспособность проекта в качестве гоночного автомобиля. Однако в руках Нормана Дьюиса машина достигла скорости 161 миль в час по прямой и установила новый рекорд круга.

Jaguar XJ13 in 1971
Jaguar XJ13 в 1971 году

Так как двигатели V12 разрабатывались в первую очередь для дорожных моделей, то компания Jaguar очень боялась, что информация об их создании попадет в руки общественности. Это могло ударить по продажам существующих шестицилиндровых двигателей, который были основой всех моделей. Проект Jaguar XJ13 был быстро свернут и помещен на хранение.

 

Авария и воссоздание автомобиля

В начале 1971 года был почти готов Jaguar E-Type Series 3, который стал основной для нового дорожного двигателя V12 компании Jaguar. Именно тогда и вспомнили про “проект 13”. Было предложено использовать автомобиль для участия в рекламном ролике посвященном разработке нового серийного двигателя и третьей серии E-Type.

21 января 1971 года Jaguar XJ13 был доставлен в MIRA для съёмок с водителем-испытателем Jaguar Норманом Дьюисом за рулем.

Jaguar XJ13 MIRA Photoset - 21 january 1971
XJ13 на фотосете в MIRA 21 января 1971 года

Во время съемок случилось непредвиденное. Из воспоминаний Дьюиса в книге “Развитие легенды”:

Сначала все прошло хорошо, с большим количеством кругов на скромных скоростях для съемок. «Тогда, чтобы закончить, – рассказывает Норман, – меня спросили, могу ли я сделать четыре быстрых круга. Я сделал три, и они были довольно быстрыми, хотя и не такими быстрыми, как когда я проходил тестирование. Затем на третьем круге я вышел на крен, который находился напротив туннеля, где находилась съемочная группа. Я выжал около 135 миль/ч, и дал полный газ, чтобы удержать его, как обычно. Около двух третей пути вокруг крена машина покатилась вправо и почти мгновенно сошла в защитное ограждение…

Как выяснилось, у машины изначально был поврежден колесный диск, что и привело к аварии. Сам Норман Дьюис не пострадал, а вот автомобиль пришел в очень плохое состояние. Он был доставлен на завод и положен на хранение.

Jaguar XJ13 after crash in 1971
Jaguar XJ13 после аварии в 1971 году

В 1973 году Эдвард Лоудс, один из владельцев Abbey Panels (изготовление автомобильных кузовов), увидел на складе Jaguar помятый XJ13 и предложил восстановить его. Соглашение было получено, и Abbey Panels восстановили кузов автомобиля по первоначальной спецификации с использованием частей оригинальной модели, которая пострадала в аварии. Однако в готовую модель были внесены некоторые корректировки. По словам Jaguar: “Автомобиль, который можно увидеть сегодня, не является точной копией оригинала”. Явно заметно изменение передних и задних крыльев автомобиля.

Jaguar XJ13 1966 and Jaguar XJ13 1973

Для сборки и восстановление двигателя у компании Jaguar было 2 готовых рабочих агрегата. В результате, по соображениям безопасности и новой специфике автомобиля (рекламная модель), в автомобиль был установлен двигатель со сварным поршнем, который не позволял развивать больших скоростей.

Восстановленный Jaguar XJ13 дебютировал в июле 1973 года на Гран-при Великобритании, когда Фрэнк “Лофти” Ингленд (новый генеральный директор Jaguar Cars) вел его вокруг Сильверстоуна.

 

Жизнь XJ13 до наших дней

Автомобиль стал частью Наследия компании Jaguar Cars и использовался в различных мероприятиях и автошоу, был предметом интереса многих автомобильных журналов и телепередач.

Jaguar XJ13 after rebuild in 1973
Jaguar XJ13 после восстановления в 1973 году

В 2002 году, после падения с обочины, автомобиль получил значительное повреждение картера и блока двигателя. Именно это стало толчком для очередного восстановления автомобиля, однако уже в спецификации с не ограниченным двигателем. Компания XK Engineering из Ковентри полностью восстановила рабочий агрегат. Модель Jaguar XJ13 в очередной раз дебютировала на фестивале скорости в Гудвуде в 2007 году, что позволило впервые за 35 лет услышать его настоящий рев.

В настоящее время автомобиль до сих пор хранится в музее Jaguar Daimler Heritage Trust.

 

Технические характеристики Jaguar XJ13

Благодаря широкой известности модели есть довольно много информации о ее характеристиках:

 
Двигатель: 5.0 литровый DOHC Jaguar XK-6 60º V12, 4993,5 c.c., диаметр цилиндра и ход поршня 87×70 мм, компрессия 10.4:1, 502 л.с. (7600 об/мин, 374,3 кВт).
Коробка передач: Пятиступенчатая механическая коробка ZF 5DS/25.
Бензиновое оборудование: Топливная система Lucas.
Подвеска: Двойные поперечные рычаги, пружины над регулируемыми амортизаторами Armstrong.
Управление: Реечное (Кремальера).

Jaguar XJ13 interior

Колеса: Шины Dunlop. Передние – 5.25-10.50 x 15H White Spot D15. Задние – 6.35-13.00 x 15H White Spot D15.
Тормоза: Вентилируемые диски, универсальные.
Кузов и салон: Двухместный аэродинамический алюминиевый кузов изготовленный в Abbey Panels. Среднемоторное расположение силового агрегата. Вентиляционные каналы для охлаждения задних тормозов. Съемная крыша над пространством двигателя.
Размеры: Вес – около 1000 кг. Колесная база – 2410 мм (94,9 дюйма), ширина задней колеи – 1420 мм (55,9 дюйма), ширина передней колеи – 1420 мм (55,9 дюйма). Общая длина – 4810 мм (189,4 дюйма), ширина – 1800 мм (70,9 дюйма), высота – 1000 мм (39,4 дюйма).
Расцветка: British Racing Green (Британский гоночный зеленый).

 

Видео Jaguar XJ13

 

Каталог файлов

Разное

Proteus Jaguar XJ13 replica story 1992
Реплика Proteus 1992
Jaguar Magazine - Sayers's 1966 XJ13 Cloning
Jaguar Magazine – Реплика Sayers
Jaguar Journal July-August 2014 - XJ13 A Phoenix Rises
Jaguar Journal 2014 – XJ13

 

Фотографии Jaguar XJ13

Работы по созданию XJ13

Jaguar XJ13 body creationCreation Jaguar XJ13Jaguar XJ13 construction

Автомобиль Jaguar XJ13 после аварии

Jaguar XJ13 after crashJaguar XJ13 at Abbey Panels after crashJaguar XJ13 body after crash in 1971

Восстановление XJ13 после аварии

Jaguar XJ13 at Abbey Panels in 1973Jaguar XJ13 reconstruction in 1973Jaguar XJ13 at Abbey Panels with Tony Loades

Автомобиль в наши дни

Jaguar XJ13 - Jaguar Heritage TrustJaguar XJ13 photoJaguar XJ13 engine

 
Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply