Jaguar XJ13 – первый спортивный 12-цилиндровый автомобиль компании Jaguar (прототип) построенный в единственном экземпляре.
Содержание:
История Jaguar XJ13
Еще в 50х годах компания Jaguar поднимала вопрос о создании 12 цилиндрового двигателя Jaguar. Проект был поручен Клоду Бэйли, который к 1964 году разработал семь прототипов двигателя, два из которых были построены по гоночной спецификации. Конструкция в основном совмещала два шестицилиндровых двигателя с общим коленчатым валом и алюминиевым блоком.
Уже в 1960 году, в процессе разработки двигателей, вставал вопрос о создании тестового автомобиля для нового двигателя. Первоначально готовые двигатели были протестированы с шестью карбюраторами SU на двух автомобилях Jaguar Mark X, известных как Project XJ5. Разработка же специального гоночного автомобиля началась только в 1965 году.
Новый гоночный автомобиль Jaguar XJ13
В середине 1965 года в экспериментальном отделе завода Браунс-лейн началась постройка уникального автомобиля Jaguar XJ13 – проект номер 13.
Кузов будущего автомобиля разрабатывался Малькольмом Сайером, который был родоначальником всех аэродинамических кузовов Jaguar, включая знаменитые C-Type и D-Type. Автомобиль получил среднемоторную компоновку и был выполнен из клепаных алюминиевых панелей. Интересными особенностями его конструкции стала дуга безопасности за головой водителя и откидная стеклянная панель над двигателем.
Задача по созданию “внутренностей” автомобиля была поручена инженерам Дерику Уайту, Теду Бруксу, Майку Кимберли, Бобу Блейку.
Передняя подвеска будущего прототипа была схожа с подвеской автомобилей E-Type, однако вместо продольных торсионных стержней были использованы обычные амортизаторы. На задней подвеске также наблюдалось сходство с E-Type – использование карданных валов в качестве верхних поперечных звеньев, в остальном же она имела ряд существенных отличий. В частности, автомобиль больше не требовал больших подрамников для размещения подвески.
Итоговым двигателем автомобиля стал 5.0 V12 агрегат (4993,5 c.c.), который выдавал около 502 л.с. при 7600 оборотах в минуту и с массой почти в 300 кг. Инженеры сочли, что дополнительную мощность можно будет выжать при тщательной настройке.
Автомобиль был готов в марте 1966 года. К тому времени уже был выпущен 7-литровый Ford GT40, что сразу же сделало проект XJ13 устаревшим. Автомобиль девять раз тестировался на трассах MIRA и в Сильверстоуне с марта по август 1967 года и каждый раз модифицировался. Итоговые результаты в очередной раз подтвердили неконкурентоспособность проекта в качестве гоночного автомобиля. Однако в руках Нормана Дьюиса машина достигла скорости 161 миль в час по прямой и установила новый рекорд круга.
Так как двигатели V12 разрабатывались в первую очередь для дорожных моделей, то компания Jaguar очень боялась, что информация об их создании попадет в руки общественности. Это могло ударить по продажам существующих шестицилиндровых двигателей, который были основой всех моделей. Проект Jaguar XJ13 был быстро свернут и помещен на хранение.
Авария и воссоздание автомобиля
В начале 1971 года был почти готов Jaguar E-Type Series 3, который стал основной для нового дорожного двигателя V12 компании Jaguar. Именно тогда и вспомнили про “проект 13”. Было предложено использовать автомобиль для участия в рекламном ролике посвященном разработке нового серийного двигателя и третьей серии E-Type.
21 января 1971 года Jaguar XJ13 был доставлен в MIRA для съёмок с водителем-испытателем Jaguar Норманом Дьюисом за рулем.
Во время съемок случилось непредвиденное. Из воспоминаний Дьюиса в книге “Развитие легенды”:
Сначала все прошло хорошо, с большим количеством кругов на скромных скоростях для съемок. «Тогда, чтобы закончить, – рассказывает Норман, – меня спросили, могу ли я сделать четыре быстрых круга. Я сделал три, и они были довольно быстрыми, хотя и не такими быстрыми, как когда я проходил тестирование. Затем на третьем круге я вышел на крен, который находился напротив туннеля, где находилась съемочная группа. Я выжал около 135 миль/ч, и дал полный газ, чтобы удержать его, как обычно. Около двух третей пути вокруг крена машина покатилась вправо и почти мгновенно сошла в защитное ограждение…
Как выяснилось, у машины изначально был поврежден колесный диск, что и привело к аварии. Сам Норман Дьюис не пострадал, а вот автомобиль пришел в очень плохое состояние. Он был доставлен на завод и положен на хранение.
В 1973 году Эдвард Лоудс, один из владельцев Abbey Panels (изготовление автомобильных кузовов), увидел на складе Jaguar помятый XJ13 и предложил восстановить его. Соглашение было получено, и Abbey Panels восстановили кузов автомобиля по первоначальной спецификации с использованием частей оригинальной модели, которая пострадала в аварии. Однако в готовую модель были внесены некоторые корректировки. По словам Jaguar: “Автомобиль, который можно увидеть сегодня, не является точной копией оригинала”. Явно заметно изменение передних и задних крыльев автомобиля.
Для сборки и восстановление двигателя у компании Jaguar было 2 готовых рабочих агрегата. В результате, по соображениям безопасности и новой специфике автомобиля (рекламная модель), в автомобиль был установлен двигатель со сварным поршнем, который не позволял развивать больших скоростей.
Восстановленный Jaguar XJ13 дебютировал в июле 1973 года на Гран-при Великобритании, когда Фрэнк “Лофти” Ингленд (новый генеральный директор Jaguar Cars) вел его вокруг Сильверстоуна.
Жизнь XJ13 до наших дней
Автомобиль стал частью Наследия компании Jaguar Cars и использовался в различных мероприятиях и автошоу, был предметом интереса многих автомобильных журналов и телепередач.
В 2002 году, после падения с обочины, автомобиль получил значительное повреждение картера и блока двигателя. Именно это стало толчком для очередного восстановления автомобиля, однако уже в спецификации с не ограниченным двигателем. Компания XK Engineering из Ковентри полностью восстановила рабочий агрегат. Модель Jaguar XJ13 в очередной раз дебютировала на фестивале скорости в Гудвуде в 2007 году, что позволило впервые за 35 лет услышать его настоящий рев.
В настоящее время автомобиль до сих пор хранится в музее Jaguar Daimler Heritage Trust.
Технические характеристики Jaguar XJ13
Благодаря широкой известности модели есть довольно много информации о ее характеристиках:
Двигатель: 5.0 литровый DOHC Jaguar XK-6 60º V12, 4993,5 c.c., диаметр цилиндра и ход поршня 87×70 мм, компрессия 10.4:1, 502 л.с. (7600 об/мин, 374,3 кВт).
Коробка передач: Пятиступенчатая механическая коробка ZF 5DS/25.
Бензиновое оборудование: Топливная система Lucas.
Подвеска: Двойные поперечные рычаги, пружины над регулируемыми амортизаторами Armstrong.
Управление: Реечное (Кремальера).
Колеса: Шины Dunlop. Передние – 5.25-10.50 x 15H White Spot D15. Задние – 6.35-13.00 x 15H White Spot D15.
Тормоза: Вентилируемые диски, универсальные.
Кузов и салон: Двухместный аэродинамический алюминиевый кузов изготовленный в Abbey Panels. Среднемоторное расположение силового агрегата. Вентиляционные каналы для охлаждения задних тормозов. Съемная крыша над пространством двигателя.
Размеры: Вес – около 1000 кг. Колесная база – 2410 мм (94,9 дюйма), ширина задней колеи – 1420 мм (55,9 дюйма), ширина передней колеи – 1420 мм (55,9 дюйма). Общая длина – 4810 мм (189,4 дюйма), ширина – 1800 мм (70,9 дюйма), высота – 1000 мм (39,4 дюйма).
Расцветка: British Racing Green (Британский гоночный зеленый).
Видео Jaguar XJ13
Каталог файлов
Разное
Реплика Proteus 1992 | Jaguar Magazine – Реплика Sayers | Jaguar Journal 2014 – XJ13 |