Jaguar XJ21 – промежуточное звено между E-Type и XJ-S, которое так и осталось в качестве нереализованного прототипа Jaguar.
История появления Jaguar XJ21
Jaguar XJ21 планировался как возможная замена E-Type, совместно с проектом XJ17, который должен был стать меньшим спортивным вариантом модели. Именно поэтому, когда XJS был представлен в 1975 году, многие эксперты были разочарованы, что это был не тот спортивный автомобиль, который они надеялись получить после прекращения выпуска E-Type Series 3. XJ-S, фактически, не был заменой E-Type, а все потому, что был нереализованный проект Jaguar XJ21.
Первое предложение о концепте Jaguar XJ21 было от октября 1966 года разработанное аэродинамиком Малкомом Сэйером. Модель обозначалась “Тип кузова А” (Body Type A) и, по-видимому, была эволюцией E-Type 2+2, запущенного в марте того же года. Внешне у XJ21 “Body Type A” был переработанный воздухозаборник, более выгнутый экран и открытые фары. Некоторые из этих функций появятся в E-Type Series 2 анонсированном в 1968 году.
В январе 1967 был создан чертеж Jaguar XJ21 “Body Type B”. Основные характеристики такие же, как у кузова типа А, но другой нос и воздухозаборник, заднее крыло расширено, задний бампер и нижняя часть кузова опущены. Также в этом месяце Сэйер нарисовал версию XJ21 для родстера, снова используя колесную базу E-Type 2+2.
В марте 1967 чертежи автомобиля получили еще часть изменений. Чуть позже, на основе предыдущих чертежей, были созданы более совершенные зарисовки Roadster и четырехместного Fixed Head Coupe.
В 1967-68 году появился планируемый список моделей Jaguar, который ясно отражал все задумки компании. В нем прослеживался Jaguar XJ21 в трех вариантах кузова: Open Two Seater, Hardtop Coupe, 2+2. Примечательно то, что Hardtop Coupe явно схоже с будущим Jaguar XJS, однако в то время модель явно базировалась на прототипе XJ21. В том же списке засветился XJ17 – маленький родстер Jaguar.
В 1968 году прототип стал обретать более “итальянские” очертания, что отодвинуло его от явных форм E-Type. Это было ответом на новые спортивные автомобили от Ferrari и Lamborghini.
В то же время были разработаны еще несколько глиняных моделей XJ21 созданных Оливером Уинтерботтом (Oliver Winterbottom), который был помощником Сайера.
Закрытие проекта XJ21
1968 год обозначился программой по выпуску модели Jaguar XJ21:
- В октябре 1968 года был запланирован выпуск E-Type Series 2;
- В июне 1969 года будет представлен E-Type V12;
- В сентябре 1970 года рестайлинговый XJ21 заменит E-Type.
Вскоре этим планам не суждено было сбыться по ряду факторов:
- Сильные задержки в разработке двигателя V12;
- Совершенно новая концепция Сайера, которую он предложил Уильяму Лайонсу – спортивный 2+2 основанный на XJ4. Это, фактически, является началом проекта XJ27 и прекращением создания XJ21;
- Предложение установки будущего V12 на прототип XJ25 – будущий E-Type Series 3, что опять отодвигало реализацию проекта XJ21.
Все эти факторы, а также постоянные пересмотры сроков, повлияли на результат проекта XJ21 – он был прекращен примерно в 1969 году. Есть упоминания, что Jaguar уже договорились Pressed Steel Fisher о создании кузовов Jaguar XJ21, однако были ли созданы реальные модели – неизвестно.