Yandex Metrika
Jaguar XJR-14
Модели Jaguar

Jaguar XJR-14

Jaguar XJR-14 — последователь модели Jaguar XJR-12 от компании Jaguar разработанный совместно с командой Tom Walkinshaw Racing (TWR) для участия в гонках 1991 года.

История Jaguar XJR-14

Спортивный автомобиль Jaguar XJR-14 был разработан в связи с очередными изменениями в европейских правилах участия в гоночных соревнованиях. В соответствии с новым регламентом, участником пришлось отказаться от формулы распределения топлива (Группа C).

После блистательных побед автомобиля Jaguar XJR-12, команда TWR была вынуждена создать усовершенствованный автомобиль с более высокими показателями аэродинамических свойств, в соответствии с обновленными требованиями чемпионата мира. Так для участия в WSC, новый автомобиль получил двигатель V8 от Cosworth на 3,5 литра.

Начиная с 1991 года, все автомобили, участвующие в чемпионате, должны были быть оснащены атмосферными двигателями объемом 3,5 литра. Ограничений на количество цилиндров небыло. В отношении шасси правила были все еще довольно привычными, однако минимальный вес решили снизить до 750 кг /1650 фунтов, с примерно 900 кг (1980 фунтов).

Jaguar XJR-14 591

В соответствии со всеми требованиями, Jaguar разработал новейший автомобиль, который получил название XJR-14. Разработкой дизайна занимались Росс Браун и Джон Пайпер а сама машина построена командой Tom Walkinshaw Racing (TWR). Ранее Jaguar TWR создавал автомобили под руководством Тони Саутгейта..

Отказ от правил потребления топлива группы C означал изменение аэродинамического дизайна.

Стоит отметить, что изменение в правилах чемпионата, создала массу неудобств. Несмотря на то, что предшественник XJR-14, автомобиль XJR-11 был оснащен 3,5-литровым двигателем с двойным турбонаддувом, который разрабатывали на основе JV6 от Metro 6R4, использовать его было нельзя, так как в соответствии с правилами, нужно было избавиться от двух турбокомпрессоров. Такой вариант был недопустимым к рассмотрению.

Тесная связь компаний Jaguar и Ford позволили установить 3,5 литровый двигатель Ford HB V8 Formula One. Разработчиком этого аппарата был Джефф Годдард. Двигатель был отстроен до 11500 об / мин (прежние показатели – 13000 об / мин) его мощность была уменьшена до 650 л.с. ( 485 кВт) п вместо 700 л.с.) для улучшения показателей надежности.

Jaguar XJR-14 двигатель форд ягуар

Новый легкий двигатель без наддува, который был небольшого размера, позволил изменить дизайн автомобиля, что позволило уменьшить сопротивление воздуха. Масса спорткара была уменьшена до 750 кг (1653 фунта), уровень прижимной силы был увеличен. Комплекс изменений помог создать автомобиль XJR-14, который мог проходить повороты быстрее своих соперников.

Разработка первого Jaguar XJR-14

 

Jaguar XJR-14 разработка

Работа над новым автомобилем, который будет называться XJR-14, началась уже в конце 1989 года. Благодаря компании Ford, Jaguar Sport получили легкий доступ к новейшему двигателю Cosworth F1. Проблема с движком была быстро решена.

Аэродинамическая эффективность определяла все аспекты конструкции шасси. Это была идеальная конструкция тех времен. У ванны из углеродного волокна была очень короткая носовая часть ее сделали настолько узкой, насколько это было возможно.

Спереди потребовалась креативная упаковка для размещения всех необходимых компонентов. Использовались поперечные торсионы, которые устанавливались поверх педальной коробки.

Jaguar XJR-14 разбор

В задней подвеске использовались более обычные винтовые пружины, которые также приводились в действие толкателями.

Бачки с гидравлической жидкостью для педалей тормоза и сцепления были установлены справа за передним колесом.

Разработка дизайна XJR-14 началась уже в начале 1990 года. Тогда проводились длительные испытания автомобиля в аэродинамической трубе. Это происходило в Имперском колледжа в Лондоне. Испытания аэродинамических свойств длились 60 дней.

К сезону 1991 годы, было выпущено шасси в трех экземплярах: 591, 691 и 791.

Качественные показатели аэродинамики и отличное распределение веса в сочетании с хорошо подобранным двигателем (проверенный в Формуле-1 Ford V8) привели к тому, что XJR-14 выиграл чемпионат мира 1991 года.

Заметно отличающийся по внешнему виду от более старых автомобилей, XJR-14 был спроектирован вокруг плотного без наддувного двигателя, который обеспечивал максимальную прижимную силу и минимальный вес (750 кг, или 1653 фунта).

Используя тот же подход, что и для Формулы 1, был разработан надежный автомобиль с мощным двигателем, соответствующим новым правилам соревнований. Монокок выполнен из углеродного волокна, что дает преимущество спортивному автомобилю. Во время проектирования авто, разработчики проводили тщательные испытания и эксперименты, подобрали эффективные материалы, чтобы достичь самого лучшего результата.

Во время своего дебюта в Сузуке, XJR-14 был на 2,5 секунды впереди своего соперника в квалификационном заезде. В том году XJR-14 выигрывал чемпионат мира, но после сезона спонсорство Jaguar по программе Silk Cut прекратилось, и усилия TWR Group C подошли к концу.

Соревнования и доработки Jaguar XJR-14

По началу сезона соревнований спортивных автомобилей 1991 года XJR-14 состоял в своей собственной лиге, которая с большой разницей превосходила своих конкурентов, в том числе и, Peugeot 905 и Mercedes-Benz C291.

Скорее всего везение помогло пилоту Peugeot 905 обойти легендарный XJR-14, так как Jaguar был намного лучше автомобилей соперников по своим параметрам и характеристикам.

В середине сезона Jaguar стал бок о бок со своим противником на новом автомобиле Peugeot 905 B. Безусловно, борьба оказалась не простой, однако команда Ягуар смогла одержать 3 победы и удержала свой титул чемпиона.

Peugeot 905

Jaguar был зарегестрирован для учавстия в гонке 24 часа Ле-Мана 1991 года на двух автомобилях XJR-14. Но вскоре было принято решение снять с гонок эти машины, команда поняла, что не сможет продержаться 24 часа на треке. Поэтому, для участия были привезены три старых автомобиля XJR-12, входившие в класс С2.

 

До окончания сезона команда продолжила использовать три измененных шасси 1991 года.

По оригинальной программе XJR-14 было изготовлено три монокока: шасси № 591, 691 и 791. Эти автомобили участвовали в чемпионате мира спортивных автомобилей 1991 года.

Два XJR-14 были построены к первому этапу чемпионата в Сузуке. Сложный дизайн автомобиля давал водителям новые задачи и трудности. Прежде всего, не было дверей. Поэтому доступ в кабину пилота осуществлялся через съемные боковые окна. В тесной кабине с правым рулем находился центральный рычаг переключения передач, заставлявший водителей переключаться левой рукой. Конструкторы посчитали, что это небольшая цена за рычажный механизм, который может работать прямо в коробке передач. Перед гонкой XJR-14 должны были быть балластированы, чтобы соответствовать минимальной массе 750 кг.

В следующем году Jaguar участвовал в гонках IMSA GTP Championship, причем двое из трех пострадали в авариях на Лайм Рок и Роуд Америка, соответственно. Единственное неповрежденное шасси было в конечном итоге передано программе Porsche WSC 1995 года и в процессе стало двукратным победителем гонок 24 часа Ле-Мана.

XJR-14/591— первый из трех шасси модели, построенных TWR для чемпионата мира спортивных атомобилей 1991 года. Машина очень успешно начала свою гоночную карьеру. Во время первых трех раундов WSC он каждый раз начинал с первого ряда, Мартин Брандл и Дерек Уорвик привели его к победе в Монце.

Jaguar XJR-14 591

Затем должно было быть испытание в Ле-Мане, но вместо этого Jaguar решил использовать для гонки более надежные XJR-12 с двигателем V12, для длительного заезда.

Во время оставшихся этапов WSC 1991 года шасси 591 использовалось в качестве Т-автомобиля. В 1992 году он участвовал в серии IMSA GTP, но не смог одержать победу и занял только 4 место под управлением Ари Луендык.

После своей гоночной карьеры этот XJR-14 был продан и с тех пор находился в коллекциях исторических гонщиков Аарона Хсу и Гарета Эванса.

Считается, что это единственная модель, которая осталась в полном рабочем состоянии. В 2014 году он вошел в “конюшню” бельгийского исторического гонщика, который планирует участвовать в гонках на этой машине более регулярно.

Jaguar XJR-14 наше время

Автомобиль показал себя на соревнованиях 1991/1992 года:

  • Suzuka (DNF-стартовал но не смог добраться до финиша);
  • Monza (1-й);
  • Silverstone (3-й);
  • Autopolis (2-й);
  • 1992: Майами (6-й DNF);
    Road Atlanta (1-й);
  • Лайм-Рок (авария в гонке). Восстановлен до ходового в TWR, продан коллекционеру из США (2003 г.). Местоположение: Чемберлен-Синергия, Англия, с 2009 года.

Jaguar XJR-14 791 Роуд Атланта

Впоследствии данный автомобиль принимал участие в таких мероприятиях как:

  • 2014 ретромобиль;
  • 2015 Dix Mille Tours;
  • 2015 – 2018 Спа Классик;
  • Экскурсии по Dix Mille 2020.

XJR-14/691 — Второй спорткар, из серии автомобилей построенных в 1991 году, который впоследствии потерпел аварию и был переработан в XJR-14/192.

По окончанию сезона, команда приняла решение больше не работать в группе С, так как постоянно изменялись правила участия в чемпионате.

Для участия в чемпионате IMSA Camel GTP 1992 года, который проходил в США, Jaguar отправили XJR-14 вместо XJR-16. Номер шасси был переименованным с 691 на 192 номер. Дебют состоялся в 1992 году на Гран-при Майами.  Автомобиль побил рекорд трека на 4 секунды. Но финишировать первым не удалось, XJR-14 уступил первое и второе место своим соперникам от Toyota и Nissan. Ягуар одержал на чемпионате 2 победы.

На треке Road America  XJR-14/192 снова был разрушен в аварии, впоследствии был переделан в автомобиль Porsche WSC95 Spyder в конце 1994 года. В 1996 и 1997 годах участвовал в гонках на LeMans с Райнхольдом Джостом, выиграв гонку в обоих случаях. Местонахождение: сейчас в частном музее Рейнхольда Джоста.

Jaguar XJR-14-691-192

 

Спорткар XJR-14/691 участвовал в следующих гонках:

  • Сузука (DNF);
  • Монца (2);
  • Сильверстоун (1);
  • Нюрбургринг (2);
  • Маньи Кур (3);
  • Мексика (не участвовал);
  • Автополис (3);
  • Суго (1).

1992 году номер шасси был изменен на 192:

  • Мид-Огайо (1-е место);
  • Новый Орлеан (4-е место);
  • Уоткинс-Глен (3-е место);
  • Лагуна-Сека (3-е место);
  • Портленд (DNF);
  • Road America — разрушен после аварии на разминочном заезде.

XJR-14/791 —  Третья версия спорткара.

Jaguar XJR-14 791

Спорткар XJR-14/791 участвовал в следующих гонках:

  • Нюрбургринг (1-е);
  • Маньи-Кур (5-е);
  • Мексика (6-е);
  • Суго (9-е).

В 1992 году участвовал в таких заездах:

  • Лагуна Сека (4-е место);
  • Финикс (2-е место);
  • Дель Мар (3-е место).

На данный момент автомобиль находится в частном музее.

Завершение производства Jaguar XJR-14

XJR-14 косвенно продолжит свою жизнь и после 1992 года, когда его монокок и кузов (хотя и модифицированный) были переданы в дар программе Porsche WSC-95. Совместный проект бывших конкурентов, TWR и Porsche.

Проектные работы начались в 1994 году с намерением принять участие в гонке 24 часа Дайтоны 1995 года. Но изменение правил IMSA всего за 10 дней до гонки заставило Porsche пересмотреть и отозвать автомобиль. Впоследствии были проведены дальнейшие разработки, и Джост участвовал в гонках TWR-Porsche WSC-95 в гонках «24 часа Ле-Мана» 1996, 1997 и 1998 годов с общими победами в 96 и 97 годах.

Перед тем, как выиграть Ле-Ман в качестве Porsche, Jaguar XJR-14 был чемпионом в группе C.

В 1992 году команда взяла автомобиль для участия в соревнованиях IMSA, но без усовершенствований его модернизации и подвески для более сложных трасс в Соединенных Штатах, XJR-14 безуспешно ушел со старта в качестве последнего спортивного автомобиля «Big Cat» Jaguar.

Однако для самой машины было еще не все потеряно. Хотя TWR и потеряла спонсорство Jaguar, Mazda в 1992 году нуждалась в новой машине после того, как их знаменитый роторный двигатель 787B был фактически запрещен к участию в соревнованиях. В результате дух XJR-14, наконец, будет участвовать в гонках в Ле-Мане как Mazda MXR-01, и на этот раз со стандартным 3,5-литровым Judd V10. Но успех, достигнутый Jaguar, не смогли повторить пилоты Mazda, и без постоянного развития автомобиль отставал от остальных.

Mazda MXR-01 переделанная из XJR-14

После того, как Mazda решила уйти из гонок на спортивных автомобилях в конце 1992 года, TWR все еще сохранила шасси, оставшееся от эпохи Jaguar. В рамках совместного партнерства с Porsche в 1994 году, новейшая разработка XJR-14 (теперь называемая TWR-Porsche WSC-95) отличалась открытой кабиной и 3,2-литровым двигателем Porsche Twin Turbo. Было сильное намерение участвовать в соревновании «24 часа Дайтоны» в 1995 году, но изменение правил в последнюю минуту означало, что машина не сможет участвовать в гонке. Тем не менее, в форме прототипа с Joest, XJR-14 одержал двойную победу в Ле-Мане в 1996 и 1997 годах, прежде чем, наконец, был снят с производства в 1998 году.

TWR-Porsche WSC-95 переделан из XJR-14

Шасси: X91

Оба уцелевших XJR-14 сегодня принадлежат одному и тому же коллекционеру и историческому гонщику. Потерпев серьезные аварии за два года своей карьеры, ни один из них не закончил свою гоночную карьеру без шрамов.

Намереваясь вернуть XJR-14 на трассу и серьезно конкурировать с одним, владелец двух машин приказал Lanzante Motorsport построить ему третий экземпляр на основе запасной ванны. Названое шасси X91, оно было сконструировано в соответствии с оригинальными характеристиками.

Намерение состояло в том, чтобы участвовать в гонке поддержки группы C 24 часов Ле-Мана в 2010 году, но из-за серьезных штрафов, наложенных на автомобили после 1990 года, владелец в конечном итоге решил отказаться. Он привез шасси X91 на фестиваль скорости в Гудвуде, которым все могли восхищаться.

Jaguar XJR-14 х91

Характеристики Jagaur XJR-14

Технические характеристики заднеприводного спортивного автомобиля Jaguar XJR-14

Двигатель:

  • Конфигурация – Jaguar под маркой Ford Cosworth HB 75º V8.
  • Расположение – Установлен продольно впо середине, алюминиевый блок и голова.
  • Рабочий объем – 3493 куб. См / 213,2 куб. Дюйма.
  • 4 клапана / цилиндр, DOHC.
  • Впрыск топлива.
  • Безнаддувный аспиратор.
  • Мощность 650 л.с. / 485 кВт при 11500 об / мин.
  • Л.с. / литр 186 л.с. / литр.

Jaguar XJR-14 двигатель под капотом

Коробка передач: Механическая коробка передач от TWR, литая, магниевая, продольная 6 ступеней + реверс. Переключение передач «H-образной формы», переключение влево. Трехдисковое карбоновое сцепление AP.

Управление: реечная шестерня без усилителя.

Подвеска: Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, верхние и нижние А-образные рычаги, торсионы, установленные между толкателем и внутренней ванной, и установленный горизонтально (поперечно) демпфер Bilstein.

Задняя подвеска — Верхние и нижние А-образные рычаги, толкатель установлен на коробке передач, пружина / демпфер.

Кузов: сотовый монокок из углеродного волокна и алюминия с 4-точечным стальным защитным кольцом на болтах, карбоновые композитные панели кузова. Изготовлено компанией Astec.  На автомобиле отсутствуют двери.

Тормоза: передние и задние вентилируемые угольные тормозные диски.

Амортизаторы: Спереди установлены горизонтальная система амортизирования. На задней части спорткара, установлены поперечные амортизаторы. Спереди и сзади вмонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости.

Колеса: Установлены колеса Speedline. переднее 13,0 х 17 дюймов, заднее 14,75 х 18 дюймов. Покрышки — Goodyear радиальные: передние – 25,5 х 12-17; задние – 28,5 х 14,5-18.

Jaguar XJR-14 шины Good Ear

Размеры:

  • высота — 40,6 дюйма (1030 мм);
  • длина — 189,0 дюйма (4800 мм);
  • ширина — 78,7 дюйма (2000 мм);
  • колесная база — 110,0 дюйма (2794 мм);
  • вес — около 750 кг;
  • емкость бака: 100 литров.

Максимальная скорость суперкара достигает – 330 км/час. Удельная мощность 0,87 л.с. / кг.

Дизайнер: Технический директор: Росс Браун.

Главный дизайнер: Джон Пайпер.

Глава Aero: Марк Томас.

Видео Jaguar XJR-14

Фотографии Jaguar XJR-14

Jaguar-XJR-14 в фиолетовом цвете silk cutJaguar-XJR-14 задний вид автомобиля
Jaguar-XJR-14/591 вид сбоку спонсор bud lightJaguar-XJR14 наши дни

Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply