Jaguar XJR-15 — построен на основе модели Jaguar XJR-9. Двухместный дорожный автомобиль от компании Jaguar разработанный совместно с командой Tom Walkinshaw Racing (TWR). Последователь раннего XJ220.
Содержание:
История Jaguar XJR-15
Еще в далеком 1988 году Том Уолкиншоу, увидев XJ220 в британском автосалоне, начал подумывать о создании нового автомобиля. По задумке это должен был стать дорожный вариант старого чемпиона Ле-Мана — XJR-9.
Основной идеей создания дорожного спортивного автомобиля, было превзойти XJ220.
После победы Jaguar XJR-9 в Ле-Мане, многие состоятельные любители, хотели приобрести такой автомобиль, что и подтолкнуло Тома, создать дорожную версию гоночного автомобиля.
Первыми владельцами тогда стали Дэрэк Уорвик, Боб Уоллек, Вэрн Шуппан, Метт Эйткэн, Энди Эванс и Султан Брунэя.
Для того чтобы переработать гоночный XJR-9 для дорог, Питеру Стивенсу пришлось внести изменения дизайна кузова. Таким образом было принято решение максимально увеличить пространство салона, а также сделать более удобный доступ внутрь авто. По словам Питера, в интервью 1991 года, известно, что ширина кабины была увеличена на 75 мм, высоту крыши также пришлось увеличить на 40 мм, чтобы увеличить пространство для головы водителя.
Крупная модель дизайна была разработана уже к Пасхальным праздникам 1989 года, тогда и начали создание модели из глины. Готовую модель привезли из Франции в 1990 году.
Стоит отметить, что в основу разработки XJR-15 вошли также автомобили Ford GT40 и Ferrari 250 GTO.
Исходя из этого, машина была создана по всем нормам и правилам строительства автомобилей в Британии. Это означало, что любой владелец мог провести регистрацию данного автомобиля для передвижения по улицам Великобритании.
Разработка первого Jaguar XJR-15
Создание авто, по готовому дизайн-проекту было запланировано на 15.11.1990 года. Об этом было сказано в пресс-релизе компании. Первый официальный показ автомобиля прошел в 1991 году в деревне Silverstone. Разработкой знаменитого XJR-15 занималась команда JaguarSport до 1992 года в Блоксхеме (Оксфордшир, Англия).
Как мы уже поняли шасси было разработано на основе «победителя Ле-Мана, спорткара XJR-9, разработчиком которого был Тони Саутгейт. Созданием дизайна кузова для XJR-15 занимался Питэр Стивенс.
Стоит отметить, что XJR-15 был тогда единственной машиной дорожного класса, которая была изготовлена из углеродного волокна, такую же технологию производства использовали для спортивных болидов.
Выпущенные машины принимали участие в серии заездов на мероприятии «Jaguar Intercontinental Challenge» в 1991 году, на гоночных треках Monaco, Silverstone и Spa-Francorchamps.
Соревнования и доработки
После пресс-релиза компании Jaguar Sport, стало известно, что к гоночному заезду 1991 года, было сделано и подготовлено 18 машин XJR-15. Серия производства была ограниченной.
Соревнование проводилось, как дополнительное мероприятие к соревнованиям «Гран-при Ф-1», проходившее на треках в Monaco, Silverstone и Spa-Francorchamps.
Для участия в гонках было зарегистрировано 16 новых машин Jaguar XJR-15, они отвечали всем требованиям данного мероприятия.
Чтобы одержать победу в соревнованиях, владельцы новых Jaguar, привлекли к участию лучших гонщиков профессионалов. В качестве победного приза в первых двух гонках, для участников было разыграно две машины Jaguar XJR-S и на финальный заезд в Спа, победителю достался 1000000 долларов. Награду получил гонщик Армин Хане.
Стоит отметить, что в стоимость машин входило обслуживание и подготовка транспорта на время соревнований.
Монако. К началу гонок были сформированы списки гонщиков, которые будут участвовать в заездах.
После 16 кругов тяжелой борьбы, Дэрэк Уорвик одержал первую победу обойдя Дэвида Брэбхэма на 0,7 секунды. К счастью участников, первая гонка прошла без серьезных инцидентов, а публика ликовала от восторга.
Сильверстоун. Зрители с нетерпением ждали следующий заезд в Сильверстоуне. На втором этапе соревнований Уорвик как и прежде начал заезд первым, за ним были: Дэвид Брэбхэм; Кор Эйзер; Иэн Флакс; и Боб Уоллек. Также среди десятки лучших, попали Хуан Мануэль Фанхио 2, Дэвид Лесли, Армин Хане, Кенни Ачесон и Тифф Ниделл. На следующем круге Уорвик пробил шину и потерял управление, в следствие этого врезался на скорости в Брэбхэма.
Оба участника вынуждены были отправиться на ремонтную площадку после аварии. Так лидерство принял Эйзер, но вскоре, из-за проблем с мотором, уступил место Флюксу, на втором и третьем месте были Фанхио и Хане. Эйзер вернулся в гонку на 6 круге, однако снова потерпел неудачу, столкнувшись с Дэвидом Лесли. 9 круг снова оказался неудачным для Эйзера, когда он стукнул Ачесона. Далее, в борьбе за 3 место, гонщики Армин Хане и Тифф Ниделл потерпели бедствие и оба транспортные средства вышли из строя.
Таким образом, Фанхио занял лидирующую позици. В это время Флюкс обогнал Уоллека и Перси. Победителем второго заезда оказался Фанхио. Это событие было знаменательным, так как ровно 45 лет назад его дядя одержал победу в Сильверстоуне.
Стоит отметить, что из 16 автомобилей XJR-15, участвующих в заезде, остались без повреждений только 5 машин.
Спа-Франкоршам. Завершающая гонка соревнований в Спа вызвала огромный интерес, как у участников соревнования, так и у всех зрителей. Ведь речь шла о награде в 1 миллион долларов США. К началу заключающего события, быстро поползли слухи о договоренности участников.
Чтобы как-то выйти из этой ситуации, организаторы Jaguar Sport решили не называть количество кругов, необходимых для победы. Никто из гонщиков не знал, когда выпадет заветный клетчатый флаг.
На этот раз первым стартовал Эйзэр, далее в первой десятке следовали, Брэбхем, Уорвик, Ханэ, Пэрси, Уилл Хой, Уоллек, Лэсли, Тьерри Тассэн и Флукс. Начало заезда было очень спокойным, и все шло хорошо, до того момента пока Брэбхем не потерял момент, уступив свое второе место Уорвику и Хану, а сам оказался на 7 позиции. Как только трое гонщиков вышли в небольшой отрыв от остальных участников, на треке стали происходить интересные инциденты. Произошло столкновение автомобилей Джона Уотсона, который вылетел с трассы и на скорости 230 км / ч врезался в Тиффа Нидэлла.
Следующий круг также не остался без аварий. Теперь произошло столкновение Перси и Тассэна, после мощного удара автомобиль Тассэна вылетел за трассу и вышел из строя.
Лидируя на восьмом круге машина Эйзэра вышла из строя. А после и Уорвик сошел с трека. В конечном результате путь остался открыт для Хана, который и стал победителем гонки на 11 круге. На этом этапе соревнования подошли к концу.
Теперь Jaguar должны были учавствовать в гонках 1994 года, но в итоге отказались. Тогда к руководству «Tom Walkinshaw Racing» обратились ребята из Nissan, чтобы сделать автомобиль R390. Эту машину построили на основе Ягуар XJR-15. Но все же для Nissan были внесены изменения передней и задней части кузова, и установили шасси по шире, подвеску тоже решили заменить, чтобы достичь лучшего управления, ну и конечно же был создан оригинальный внешний дизайн. В конечном итоге было сконструировано 4 автомобиля, все машины R390 попали в ТОП-10 лучших результатов на гонке 24 часа Ле-Мана 1998 года.
Последняя известная гонка группы «С» с участием XJR-15, прошла 06.06.1999 года в Донингтоне (Великобретания). Организаторами этого события были владельцы знаменитого клуба Aston Martin. Гонщик Ягуара смог занять четвертое место и одержал победу в классе. Это была машина, на которой в 1991 году, ехал Кор Эйзэр, теперь дорожный спорткар был под управлением Томми Эрдоса.
Завершение производства
Jaguar XJR-15 LM. В последний период выпуска XJR-15, команда Tom Walkinshaw Racing занялась разработкой и создала партию усовершенствованных машин с повышенной мощьностью. Работа по созданию этой версии проходила совместно с британской компанией «XK Engineering». Этот выпуск был разработан специально для состоятельного заказчика, машина получила наименование — XJR-15 LM и весь заказ был отправлен в Японию к новому владельцу.
Для данной модели был предусмотрен двигатель V12 на 7 литров, его мощность превышала 710 л.с. (522 кВт). Также в новой модели была немного изменена часть кузова, заднее крыло сделали немного больше чем у прототипа, также были внедрены некоторые решения для охлаждения мощного двигателя, в частности на крыше машины было установлено эффективный воздухозаборник.
Всего было произведено 50 машин:
- XJR-15 Coupe – 27 штук;
- XJR-15 Racing – 18 штук;
- XJR-15 LM – 5 штук.
Характеристики Jaguar XJR-15
Технические характеристики заднеприводного спорткара Jaguar XJR-15.
Двигатель: На стандартной модели был установлен бензиновый двигатель без наддува на 24 клапана «Jaguar V12». На данный агрегат была установлена современная система электронной подачи топлива и уникальная, на тот период, дроссельная заслонка, что также работала от электричества. Подробные характеристики:
- рабочий объем двигателя: 5993 куб. См (6,0 л);
- блок и голова из алюминиевого сплава. Поршни изготовлены кованным способом, коленчатый вал сделан из азотированной стали, поршни от Cosworth;
- установлена система подачи топлива от компании Zytek;
- двигатель без наддува 60° V12;
- диаметр цилиндра по оси X: 90 мм × 78,5 мм;
- на цилиндр два клапана;
- мощность составляет 450 л.с. (336 кВт; 456 л.с.) при 6250 об / мин;
- масса равна 299 кг, вместе с комплектующими частями.
Коробка передач: на автомобиле была установлена несинхронизированная коробка передач от компании TWR, шести ступенчатая механическая с карбоновым трех дисковым сцеплением AP. Также, можно было установить 5 ступенчатую синхронизированную коробку, как дополнительный вариант.
Подвеска: На спорткаре стояла независимая подвеска и установлены нерегулируемые амортизаторы спереди и сзади от фирмы Bilstein.
Передняя двух рычажная подвеска с пружинными амортизаторами, которые срабатывают от силы действия толкателей.
Заднюю подвеска решили оставить, как у XJR-9. Двух рычажная подвеска, пружины цилиндрической формы располагались вертикально. Днище машины было сделано абсолютно плоским, что отвечало требованиям группы С.
Кузов: Шасси и кузов машины изготовлены из углеродного волокна и кевларовых вставок за основу была взята разработка модели XJR-9, но пропорции, все же, были изменены. До этого дорожные автомобили не делали из карбона и кевлара, что и вызвало уникальность данной модели.
Тормоза: Установлена двухконтурная гидравлическая тормозная система, состоявшая из вентилируемых дисков, с гидравлическим усилителем тормозов, также на авто была установлена система ABS.
Амортизаторы: Спереди установлены поперечные рычаги с толкателями пружинного амортизатора установлены горизонтально. Сзади установлены телескопические амортизаторы, а также надежный стабилизатор поперечной устойчивости.
Колеса: На авто были установлены передние колеса размером 245/40 ZR17, и задние 345/40 ZR17. Покрышки — Bridgestone.
Размеры:
- высота/длина/ширина— 1100 мм/4800 мм/1900 мм;
- параметры колесной базы — 2718 мм;
- масса автомобиля — 1050 кг.
Максимальная скорость XJR-15 достигает 307 км/ч. С разгоном до 92 км/ч за 3,9 секунды.
Видео Jaguar XJR-15