Jaguar XJR-16 — последователь знаменитого автомобиля XJR-15, построенный на основании XJR-10 командой Tom Walkinshaw Racing (TWR) совместно с компанией Ягуар для участия в серии гонок IMSA 1991 года.
Содержание:
История Jaguar XJR-16
XJR-16 — один из лучших спортивных автомобилей Jaguar, созданный для участия в серии спортивных соревнований на гоночных автомобилях. Машина выглядит превосходно, красивый дизайн в сочетании с хорошими техническими характеристиками, дополняют друг друга.
Как мы помним, благодаря успеху спортивных автомобилей Jaguar серии XJR к концу 1980-х, включая два титула WSCC и громкую победу в Ле-Мане в 1988 году, Jaguar был на высоте и вызывал в те годы огромный интерес у любителей скорости.
Стоит отметить, что спорткары принимали участие не только на чемпионате Европы. Проект TWR распространился через Атлантику на серию IMSA GTP, где TWR US из Индианы подготовил быстрый твин-турбо V6 XJR-10.
В 1990 году Jaguar занял второе место в серии IMSA. Далее был выставлен XJR-12 группы C, который выиграл в Ле-Мане и Дайтоне.
Несмотря на победы, соперники Ягуар не отставали от конкурента и улучшали свои машины, и поэтому продолжать борьбу на старых XJR-10 в Штатах Nissan и Eagle-Toyota было невозможно. По этой причине TWR решили, создать более совершенный автомобиль.
Это и был XJR-16, который строили специально для участия в чемпионате IMSA GTP.
В течение двух сезонов Jaguar пользовались успехом на гоночных треках со своими модифицированными автомобилями группы C. Но не смотря на многочисленные победы, на чемпионате IMSA GTP постоянно росла конкуренция.
Одними из самых опасных соперников были команды Nissan и Toyota-Eagle. Такое положение вещей подтолкнуло разработать специальный гоночный автомобиль для сезона 1991 года. В ожидании нового XJR-16 компания Jaguar участвовала в первых двух коротких гонках сезона на старом XJR-10 и даже одержали победу на треке Уэст-Палм-Бич.
Разработка первого Jaguar XJR-16
Разработка нового спорткара Jaguar XJR 16 проводилась в Имперском колледже. Там проходила оптимизация аэродинамических свойств автомобиля. В связи с тем, что Jaguar XJR 16 планировали использовать только в Соединенных Штатах, очень важно было продумать оптимальное охлаждение, с учетом того, что в штатах очень высокая средняя температура воздуха. В соответствии с этим были разработаны необходимые аэродинамические показатели. Воздух в турбины поступает через специальные воздухозаборники шноркельного типа, установленные сзади на крыльях автомобиля, впереди от задних колес.
На первый спорткар был установлен 3-литровый двигатель V6 JR с двумя турбонагнетателями от Garret. Общая мощность движка составила 750 л.с. Конструктивно был создан типичным образом, на основании своего предшественника, это был привычный монокок из алюминия и углеродного волокна. общий вес автомобиля составил 950 кг.
Но все же значительные изменения были внесены в разработку спорткара. Больше всего изменилась задняя часть автомобиля, вследствие чего была увеличена длина колесной базы.
В целях повышения показателей, конструкторы полностью переработали подвеску нового спорткара.
Теперь гоночный болид был оснащен амортизаторами и пружинами, что срабатывали при помощи толкателей, установленных поверх 5-ти ступенчатой коробки передач. На предыдущих версиях устанавливали пружины около стоек.
Чтобы оптимизировать прижимную силу, команда разработчиков приняла решение установить двойной спойлер сзади авто.
Нижний ярус наиболее эффективен, так как он расширяет пол и улучшает поток воздуха через диффузор. Для гоночных автомобилей IMSA GTP прижимная сила важнее снижения сопротивления, поскольку расход топлива не ограничен, как в случае с FIA Group C. В таком виде и комплектации в белом, сине-красном цвете спонсоров BUD LIGHT и Castrol состоялся дебют нового XJR-16/191.
Несмотря на высокую прижимную силу, двойное антикрыло создавало аэродинамический уклон сзади, что вынуждало гонщика попотеть.
Соревнования и доработки
Road Atlanta 300 Kilometres
Фантастический дебют нового “чемпиона” XJR-16/191 состоялся в апреле 1991 года, на трассе “Road Atlanta” длиной 300-километров, под управлением профессионального пилота Дэви Джонса. Автомобиль в тандеме с хорошим водителем показали отличный результат и Ягуар финишировал первым.
Он на целую секунду опередил своего товарища по команде Рауля Бозеля на XJR-10 и одержал доминирующую победу в гонке на 300 километров.
Такая ситуация без сомнений является большим успехом для команды и пилота.
Стоит отметить, что команда Nissan, также представил новый автомобиль на Road Atlanta.
Topeka 300 Kilometres
После блестящей победы в Атланте, Jaguar принял участие в следующем заезде 300 км Топика в Канзасе. На этот раз Джонс уступил 1-е место Nissan а сам взял только 2-е место.
Lime Rock 2 Hours
К следующему этапу в Lime Rock был готов второй XJR-16/291 для пилота Boesel. Он пересек финишную черту 6-м в своем первом выезде на машине и опередил своего напарника Джонса, который тоже не занял призового места и приехал 7-м. 1-е место снова досталось команде Nissan.
Mid-Ohio 300 Kilometres
В Мид Огайо автомобили были оснащены необычными и довольно неуклюжими крыльями на носу для улучшения баланса. Хотя более поздние тесты показали, что крылья оказали очень незначительное влияние на управляемость. На этот раз Джонс действительно выиграл гонку приехав 1-м, а Бозель, на своем XJR-16/291, пересек финишную черту.
В том году Джонс выиграл еще две гонки. Команда Дэна Герни Eagle представила версию своего спортивного гоночного автомобиля с двигателем Toyota Mk III, который выиграл три из последних четырех гонок в 1991 году.
Джонс занял третье место в чемпионате среди пилотов после двух пилотов Nissan, а Jaguar закончил сезон вторым в гонке конструкторов.
Результаты чемпионата 1991 года:
- Road Atlanta 300 Kilometres 28.4.1991
XJR-16/191 – 1
XJR-16/291 – не участвовал - Topeka 300 Kilometres 5.5.1991
XJR-16/191 – 2
XJR-16/291 – не участвовал - Lime Rock 2 Hours 26.5.1991
XJR-16/191 – 7
XJR-16/291 – 6 - Mid-Ohio 300 Kilometres 2.6.1991
XJR-16/191 – 1
XJR-16/291 – 4 - 2 h New Orleans 16.6.1991
XJR-16/191 – 12
XJR-16/291 – 13
Из-за проблем с подвеской оба автомобиля не смогли финишировать - Watkins Glen 500 Kilometres 30.6.1991
XJR-16/191 – 13
XJR-16/291 – 23 финишировать не смог из-за аварии - Laguna Seca 300 Kilometres 21.7.1991
XJR-16/191 – 1
XJR-16/291 – не участвовал - Portland 300 Kilometres 28.7.1991
XJR-16/191 – 5
XJR-16/291 – Автомобиль не принимал участие и был в запасе - Road America 300 Kilometres 25.8.1991
XJR-16/191 – 1
XJR-16/291 – 4 - 2 h Del Mar 13.10.1991
XJR-16/191 – 13
XJR-16/291 – 4
Автомобиль в целом финишировал в 13 из 18 гонок, в которых он участвовал в 1991 году.
Один из XJR-16 с шасси 191 участвовал в открытии сезона 1992 года Daytona 24 Hours. Он квалифицировался вторым, но был снят с гонки из-за проблем с двигателем. Это была последняя гонка в Дайтоне для XJR-16, поскольку Jaguar North America решила вместо этого использовать XJR-14, вдохновленный Формулой 1.
Завершение производства
Ягуар XJR 16 с шасси №191, был более успешным из двух прототипов с четырьмя победами в 1991 году, заняв третье место в чемпионате IMSA и третье место в Daytona 24hr в 1992 году.
Второе шасси было преобразовано в спецификации IMSA Lights или FIA Cup с двигателем без наддува и стальными дисками, получившее название XJR-17, оно предназначалось для гонок в Ле-Мане в 1992 году, но в конце концов финансирования для подготовки спорткара не нашлось. Обе машины сохранились и время от времени участвуют в гонках. С четырьмя победами из десяти попыток XJR-16 показал лучший результат среди всех машин Jaguar IMSA GTP.
Немного позднее автомобиль с шасси 191 получил наименование шасси 690 и участвовал в гонках Interserie с 1995 по 1997 год, в которой не было никаких правил, так что легко можно было испытать автомобиль с соперниками на машинах спецификации F1.
Очень конкурентоспособный автомобиль, в настоящее время подвергся модернизации.
Обновленные области включают системы электропроводки и ECU, тормозные системы, динамику шасси от GSD и разработку двигателей от Advanced Engine Research. На данный момент у автомобиля есть актуальные сертификаты, позволяющие участвовать в будущих мероприятиях. (топливный бак, испытания на трещины и т. д.). Двигатель и коробка передач прошли 200 миль с момента ремонта.
Автомобиль оказался успешным в нынешнем виде, выиграв в Монце, Спа и Португалии. В 2015 году он стал чемпионом класса.
С тех пор 191 сделал новую карьеру, участвуя во многих интересных событиях, включая серию Peter Auto Group C, в которую входят такие гонки, как Spa, Paul Ricard и Silverstone Classic. Он также ездил в гонках Le Mans Classic 2018 и соревновался на фестивале скорости в Гудвуде в 2017 году, менее известном, чем его предшественники, но в качестве инвестиции — хорошая альтернатива.
Jaguar XJR 16 # 191 – превосходный пример уверенности Jaguars в участии в World Sportscar Championship (WSC) Group C и IMSA Camel GTP в конце 80-х / начале 90-х годов и имеет непрерывную историю со всей необходимой документацией для проведения кампании в исторические события автоспорта по всему миру.
Характеристики Jaguar XJR-16
Технические характеристики спортивного автомобиля Jaguar XJR-16
Двигатель:
- Конфигурация – JRV-6 90º V6.
- Расположение – Средний, продольно установленный.
- Конструкция блока и головки из алюминиевого сплава
- Рабочий объем 3000 куб.см / 183,1 куб. Дюйма
- Клапанный 4 клапана / цилиндр, DOHC.
- Подача топлива Впрыск топлива.
- Аспирация Twin Garrett Turbos
- Мощность 750 л.с. / 560 кВт
- Л.с. / литр 250 л.с. / литр
Коробка передач: Механическая коробка передач от TWR 5-ти ступенчатая. Трехдисковое карбоновое сцепление AP.
Управление: рулевая рейка-шестерня с усилителем.
Подвеска: (передняя / задняя) крепится на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами с установленным толкателем над амортизаторами, также предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости.
Кузов: сотовый монокок из углеродного волокна и алюминия, карбоновые композитные панели кузова. На автомобиле 2 двери.
Тормоза: передние и задние вентилируемые угольные керамические тормозные диски.
Амортизаторы: Спереди установлены горизонтальная система амортизирования. На задней части спорткара, установлены поперечные амортизаторы. Спереди и сзади вмонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости.
Колеса: Установлены колеса Speedline. переднее 13,0 х 17 дюймов, заднее 14,75 х 18 дюймов. Покрышки — Goodyear радиальные: передние – 25,5 х 12-17; задние – 28,5 х 14,5-18.
Размеры:
- высота — 43,3 дюйма (1100 мм);
- длина — 189,0 дюйма (4800 мм);
- ширина — 79,0 дюйма (2007 мм);
- колесная база — 112,6 дюйма (2860 мм).
- вес — около 950 кг;
Удельная мощность суперкара составляет 0,79 л.с. / кг.
Дизайнер: Тони Саутгейт.
Видео Jaguar XJR-16