Jaguar XJR-17 – это уникальный автомобиль спортивного класса, переделанный из его предшественника XJR-16 компанией TWR, специально для участия 1992 года на гонках IMSA Camel Lights. В итоге машина была снята с соревнований.
Содержание:
История Jaguar XJR-17
Как и другие предшественниги гоночной серии Ягуар XJR, спортивный гоночный автомобиль под названием Jaguar XJR-17 был разработан командой Tom Walkinshaw Racing. Этот экземпляр создавали специально для участия в гоночных соревнованиях, именуемых IMSA Camel Lights. За основу автомобиля было взято шасси от знаменитого Ягуар XJR-16. Дебют новой машины должен был состояться на чемпионате 1992, к сезону которого был готов новенький XJR-17 . Но не смотря на это автомобиль так и не принял участие в гонках из-за трудностей с денежными средствами. С того времени его видели лишь в маломасштабных состязаниях и в некоторых исторических гонках Британии.
На прототип была установлена видоизменённая версия двигателя V6 XJR-16 объемом 3,5 литров, с которого были удалены два турбонагнетателя в такой модификации движок показывал нужную мощность, что равна 450 л.с. (336 кВт; 456 л.с.). Кузов спортивного автомобиля был изготовлен на основании. Кузов был разработан на основе ранних версий Jaguar XJR Sportscars. Для авто использовали детали от нескольких машин.
Как уже было сказано выше, машина должна была принять участие в открытии сезона 1992 года. В том году автомобиль финишировал вторым в квалификационном заезде, однако из-за проблем с мотором был снят с гонок и не принимал участие в гоночных состязаниях.
Вместо него Ягуар решили отправить участвовать в чемпионате IMSA Camel GTP 1992 года, который проходил в США, старый проверенный XJR-14, он был создан под влиянием формулы 1, вскоре после того, как покинул “умирающий” WSC. Его дебют состоялся в Маями на гран-при 1992 года. Тогда спорткар уступил 1-е и 2-е место своим противникам из Toyota и Nissan. В конечном итоге, этот автомобиль Ягуар одержал 2 победы на чемпионате.
Пилот Энди Эванс еще в 1991 году был заитнтересован учавствовать в чемпионате IMSA GTP. Он обратился в TWR с предложением участвовать на прототипе Ягуар, однако сделка сорвалась и этого не произошло. После этих событий узнав о законсервированных XJR-16 Эванс предложил несколько идей, как дать второй шанс легендарному спорт кару.
Вместо того, чтобы пытаться победить Nissan и Eagle в высших эшелонах IMSA GTP, он был намерен одержать победу во втором эшелоне чемпионата, известном как IMSA Camel Lights, так эванс и руководство TWR заключили сделку и обсудили все детали.
Таким образом руководство приняло окончательное решение о разборке уже бесполезного на тот момент XJR-16 и дальнейшей переработки автомобиля для борьбы в гонках IMSA Camel Lights. Переделанный спорткар получит название XJR-17.
Разработка первого Jaguar XJR-17
Команда TWR SVO и Энди Моррисон являлись конструкторами уникального прототипа XJR-17. Проектом руководил Дэвид Фулертон
Шасси XJR-16 немного уменьшили, чтобы сократить затраты, также в целях экономии были использованы детали и запасные части от нескольких предыдущих версий, спорткаров Jaguar из серии XJR
Первым делом нужно было удалить двойные турбокомпрессоры Garrett с JRV-6, поскольку принудительная индукция была запрещена в более низкой категории. При этом мощность упала с 750 до 450 лошадиных сил, что является нормой для автомобилей Lights.
Кроме того, тормоза из углеродного композита были заменены более дешевыми стальными.
Стремясь максимально снизить затраты на разработку XJR-17, дизайнер Дэвид Фуллертон приложил все усилиядля этого.
Создавая настоящего монстра Франкенштейна,он объединил части нескольких успешных спортивных прототипов XJR, в результате чего получилось менее мощный, но все же очень эффективный гоночный автомобиль.
Передняя часть вместе с крыльями были позаимствованы от старого доброго XJR-14, также от него перешло впускное отверстие двигателя. Крыло задней части машины взяли от XJR-9, кожух коробки передач был смесью трансмиссионной туннели XJR-11 и колокола от XJR-16.
На борту авто был установлен проверенный двигатель V6 XJR-16 объемом 3,5 литра, но в соответствии с правилами гонок два турбокомпрессора были убраны, в такой конфигурации двигатель выдавал необходимые 450 л.с. (336 кВт; 456 л.с.).
Спонсором нового гоночного автомобиля стал американский пивной бренд Bud Light.
Соревнования и доработки
Трехкратный чемпион BTCC Вин Перси удостоился чести испытать XJR-17 на аэродроме Энстоун, бывшей базе ВВС Великобритании. Прежде чем протестировать машину в Снеттертоне.
Но несмотря на интересные перспективы сделка с Энди Эвансом в конце концов сорвалась, поэтому программа XJR-17 была приостановлена.
Тем не менее, для автомобиля было не все потеряно, поскольку регулярный участник Группы C2 Хью Чемберлен выразил заинтересованность в участии в гонке на этом автомобиле на 24-часовой гонке в Ле-Мане 1992 года, чтобы заменить его устаревшее клиентское шасси Spice.
Но и в этот раз Чемберлен не смог собрать нужную сумму денег, необходимую для участия в соревнованиях, и автомобиль, который уже был готов начать квалификационный заезд Ле-Мана, не смог принять участие в знаменитой гонке.
Завершение производства
К сожалению, хаос и неразбериха, пронизывающие все гонки на спортивных автомобилях в начале 90-х, взяли верх.
В связи с жесткими изменениями в правилах чемпионата мира, продолжать участие в этой категории было не рационально, так как затраты на разработку автомобилей по новому регламенту были очень высокими.
Поскольку и чемпионат мира по спортивным автомобилям FIA, и IMSA GTP начали рассыпаться в прах, и нехватка средств, необходимые для запуска единственного в своем роде простого прототипа, были недоступны. Таким образом судьба XJR-17 была предрешена.
Уже к сезону 1993 года большинство участников перестали подавать заявки на участие в соревнованиях и чемпионат официально был отменен.
Jaguar XJR-17 остается одним из самых уникальных гоночных Jag, когда-либо созданных. Сконструированный на основе прекрасного, но уже бесполезного XJR-16.
В конце концов XJR-17 достался опытному и профессиональному пилоту Брайану Чатфилду. Он управл автомобилем в некоторых небольших гонках, которые проходили в Castle Combe в 1993 и 1994 годах.
В дальнейшем, пилот Джон Грант несколько раз управлял этим уникальным спорткаром в 2003 и 2004 годах.
Благодаря совместным усилиям Брайана Чатфилда и Джона Гранта, внебрачный ребенок TWR до сих пор участвует в гонках, наверстывая упущенное на мировой арене.
Характеристики Jaguar XJR-17
Технические характеристики гоночного заднеприводного автомобиля Jaguar XJR-17
Двигатель: Конфигурация – JRV-6 90º V6. Расположен агрегат посередине установлен продольно. Конструкция блока и головки из алюминиевого сплава
- Рабочий объем 3498 куб. См / 213,5 куб. Дюймов
- Диаметр цилиндра / ход 94,0 мм (3,7 дюйма) / 84,0 мм (3,3 дюйма)
- Клапанный 4 клапана / цилиндр, DOHC.
- Подача топлива Впрыск топлива
- Безнаддувный аспиратор
- Мощность 450 л.с. / 336 кВт
- 129 л.с. / литр
Коробка передач: Механическая коробка передач от TWR 5-ти ступенчатая.
Управление: рулевая рейка-шестерня с усилителем.
Подвеска: (передняя / задняя) Подвеска крепится на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами с толкателем над амортизаторами, также предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости.
Кузов: сотовый монокок из углеродного волокна и алюминия, карбоновые композитные панели кузова. На автомобиле 2 двери.
Тормоза: передние и задние вентилируемые стальные тормозные диски.
Видео Jaguar XJR-17