Как рождаются бренды? От чего зависит продолжительность жизни бренда? Сколько времени ушло на то, чтобы создать лучший автомобильный бренд Jaguar?
Дни творения
Официальной датой создания компании Jaguar Cars и бренда, считается сентябрь 1945 года. Именно тогда Уильям Лайонс зарегистрировал собственную компанию и стал ее единственным владельцем. Название компании, зарегистрированной в 1935 году, было S.S. Cars, но марте 1945 года У. Лайонс сменил имя компании на Jaguar Cars. Причина – неблагоприятные ассоциации с аббревиатурой S.S., напоминавшей британцам Лайонса о нацистах и обо всем, что пришлось пережить во время Второй мировой войны.
Варварские бомбежки Ковентри, где находились заводы компании не забыты до сих пор и нет ничего удивительного в том, что в 1945 году будущий сэр Уильям Лайонс благоразумно решил сменить название с S.S. Cars на Jaguar Cars.
Удивительно другое, что порой фанаты бренда Jaguar странным образом забывают предшествующую историю. И это относится не только к производству мотоциклетных колясок, но и к довольно продолжительному времени, когда Лайонс и Уолмсли довольствовались статусом кузовной мастерской. Популярный Austin Seven Swallow, выпускался на шасси другого производителя, а в компании двух Уильямов Swallow Sidecar Company разработали элегантный кузов.
Странно и даже нелепо думать, что история бренда начинается сразу, в тот же самый день, когда у него появляется имя. Бывает, что имя появляется раньше сути бренда и его философии, но и в этом случае с Jaguar предыстория есть. Обладая редким даром предвидения, исключительным деловым чутьем, пониманием свойств human nature, сэр Уильям знал какие автомобили нужны покупателям здесь и сейчас.
Человеческая натура
Ревущие двадцатые с их жаждой развлечений, духом соревнования и пристрастием к риску на земле, на воде и на море, более всего повлияли на то, какие автомобили стал производить Лайонс. Не все, кто хотел в то легендарное время покупал автомобиль, приобретали надежный, практичный, семейный автомобиль. В моде были спортивные автомобили, а мода на спортивные автомобили распространилась в Британии с легкой руки Bentley Boys и Вульфа Барнато.
Многие желали, чтобы купленный ими автомобиль хотя бы внешне был похож на спортивный, но стоил меньше, чем громадный спортивный Bentley. К концу Roaring Twenties владелец спортивного автомобиля олицетворял не столько успех, сколько избранность.
Вот это и уловил, понял, осознал и реализовал Уильям Лайонс. Его первый полноценный автомобиль SS1 был именно таким – быстрым и выглядел как спортивный автомобиль. Затем последовали угловатый и элегантный SS90 и SS 100, с его настоящим звериным потенциалом, изящным кузовом и довольно умеренной для такого автомобиля ценой в £395.
Умение использовать желание обладать тем, что не всегда можешь себе позволить или выставить напоказ то, чем владеешь, лежит в основе процветания любого бизнеса. В автомобильной компании Jaguar Cars искусством без ужимок влиять на умы покупателей в совершенстве владело большинство топ-менеджеров во главе Уильямом Лайонсом.
Настоящий маркетинг
Искусство влиять на тщеславие клиента, пришлось как нельзя кстати после Второй мировой войны. Компания Jaguar Cars, как и другие британские автопроизводители оказалась в те времена в трудной ситуации. Нормирование сырья, из которого производилось все, что так нужно в автомобиле, оказалось труднопреодолимым препятствием для изрядной части производителей. Получить необходимое можно было только в том случае, если то, что можно было экспортировать.
Экспорт любой продукции, британские автомобили не были исключением, ограничивалось рынком сбыта. Единственным платежеспособным рынком в конце 40-годов XX века были Соединенные Штаты Америки.
В Европе было не до новых автомобилей- половина континента лежала в руинах. В Азии дела шли еще хуже, чем в Европе, Латинская Америка не воспринималась, как надежный рынок сбыта, хотя и не пострадала от войны.
Советский Союз из союзника быстро превращался в противника, от которого ждали неприятностей и который к тому же отказывался от любой помощи извне.
Оставались США с их безграничным рынком сбыта автомобилей и серьезной конкуренцией, что и помогло становлению бренда Jaguar. Первым автомобиле, создавшим славу бренду и ставшим его квинтэссенцией Jaguar XK120 – любимец Америки 50-годов прошлого века.
Создавая бренд Jaguar, Уильям Лайонс с блеском и без стеснения, использовал такие важные для любого маркетолога свойства нашей натуры, как тщеславие и снобизм.
Почему современные маркетологи так стесняются этого?