Давным-давно в незапамятные времена, почти 100 лет назад, в аграрной Италии, жители одной из провинций были просто одержимы автомобильными гонками.
Как начиналась Mille Miglia
Ломбардия и два известных промышленных центра Милан и Брешия в конце 19 века превратились в центры автомобилестроения Италии. Итальянцы, также, подобно британцам, французам и немцам, мгновенно пристрастились к автомобильным гонкам, которые устраивали производители и Королевский автомобильный клуб Италии.
Популярность гонок была такой, что местные жители, не обращая внимания на опасность быть сбитыми вылетевшим с трассы автомобилем, собирались на обочинах дорог, по которым проходила гоночная трасса. К началу Первой мировой войны Италия, чей автомобильный парк насчитывал примерно 170 тыс. машин, была повально увлечена автомобильными гонками.
Великая (Первая мировая) война охладила гоночные страсти, но знаменитые roaring twenties (ревущие двадцатые) с их жаждой развлечений и наслаждения, изменили суть автомобильных гонок. Теперь в автомобильных гонках наравне со скучающими аристократами и детьми из хороших семей, участвуют те, кто зарабатывает этим на жизнь.
Гонки превращаются в успешный (при правильной организации) бизнес и становятся частью индустрии развлечений. Италия в этом процессе была среди первых ни в чем не уступая Франции или Великобритании.
Время славы
В 1921 году некто Артуро Мерканти уроженец Милана, генеральный секретарь Туристического клуба Италии, заядлый поклонник автомобилей и авиации, обосновался в Брешии. Ему удалось провести в окрестностях Брешии этап автомобильных гонок на кубок Италии (Italian Grand Prix). Брешианцы, вдохновленных коммерческим и спортивным успехом мероприятия, предвкушали его повторение на следующий год.
Увы, но граждане Брешии пережили жестокое разочарование. Этап кубка Италии по автомобильным гонкам коварный Артуро Мерканти перенес в Монца и Брешия осталась ни с чем. Местные гонки были по-прежнему популярны, но они не могли удовлетворить тщеславие граждан древнего римского города. В Брешии имя Артуро Мерканти упоминали словами, о которых обычно говорят, что это «непереводимая игра слов».
До сих пор в Брешии говорят о том, что Артуро Мерканти украл у них кубок Италии, а вместе с ним славу и предполагаемые доходы.
Спасение пришло в 1926 году, когда два местных аристократа граф Аймо Маджи и граф Франко Мазотти, популярный в Италии автогонщик Ренцо Кастаньето и журналист Джованни Канестрини, решили организовать гонку на выносливость в окрестностях Брешии.
Известно, что самыми удачными бывают встречи в ресторанах и «четыре мушкетера», как впоследствии стали называть наших героев, встретились в миланском кафе.
Подобно Станиславскому и Немировичу-Данченко, они провели в Café Vecchio несколько часов, прежде чем договорились о том, какой будет задуманная ими гонка.
Было решено, что к участию в ней допустят всех желающих. Появятся маршалы гонки, которые будут заботиться о безопасности, длина гоночной трассы составит 1000 миль (1600 километров) или Mille Miglia по-итальянски. Так гонка по дорогам итальянских провинций получила имя, прославившее ее на долгие годы. Основное условие гонки: она должна была начинаться и заканчиваться в Брешии.
С тех пор вечер 2 декабря 1926 года считается знаменательной датой в истории автомобильного спорта Италии.
Первая гонка стартовала 26 марта 1927 года и была целиком и полностью итальянской. В ней приняли участие 77 экипажей, гонка продолжалась 21 час 4 минуты и 48 секунд. Экипажи-победители участвовали в гонке на автомобилях местной марки O.M. С 1927 по 1957 годы состоялось 24 гонки: тринадцать до начала Второй мировой войны и одиннадцать после.
Гонка была закрыта в 1957 году после трагической гибели пилота Ferrari 335 S Альфонса де Портаго, его штурмана Эдмунда Нельсона и 11 зрителей. Трагические события разыгрались в деревне Гуидиццоло неподалеку от Мантуи.
Jaguar на Mille Miglia
Спустя 20 лет гонку возобновили, назвали Mille Miglia Storica, разработали новые правила и возрожденная Mille Miglia вновь стала очень популярной. В обновленной Mille Miglia участвуют те же самые автомобили, что и раньше, но теперь это гонка старинных и редких автомобилей. К участию в Mille Miglia Storica допускаются оригинальные автомобили, выпущенные до 1957 года. По новым правилам гонки, участники обязаны соблюдать скоростной режим и другие современные требования безопасности. Новая Mille Miglia получилась на редкость красивой, даже элегантной гонкой раритетных автомобилей и в Европе, и в мире.
Автомобили Jaguar стали участвовать в гонке Mille Miglia только после окончания Второй мировой войны. Уильям Лайонс с его потрясающим деловым и стилистическим чутьем, избрал эффективный способ рекламы новых Jaguar XK120. Шоссейные гонки во Франции, Италии, США и Латинской Америке, гонки по альпийским дорогам Швейцарии, все это сделало только что выпущенный автомобиль Jaguar XK120 самым желанным спортивным автомобилем.
Интересно, что ни разу, ни один автомобиль Jaguar не был победителем гонки в ее классическом варианте. Участие в Mille Miglia для компании Jaguar Cars времен Уильяма Лайонса и в настоящее время, используется и воспринимается как масштабная рекламная компания. Вряд ли в календаре автомобильных гонок есть другое столь же удачное, как Mille Miglia мероприятие, способное напомнить о «золотом веке» автомобилестроения Европы и Америки.
Знаменитые автомобили Mercedes 300 SL Gullwing и двухместный родстер Jaguar XK120, редчайшие BMW 328 и O.M. (Officine Meccaniche) 665 MM Superba 2200. Грандиозные Bugatti T35A, Bentley 4,5 litre Open Tourer, Alfa Romeo Super Sport Zagato и Mercedes 710 SSK.
В 2015 году участием в Mille Miglia Jaguar Cars отметила 80-летие основания Уильямом Лайонсом компании Jaguar Cars. Ральф Шпет, Ян Каллум, Дерек Белл, Давид Ганди и другие известные личности Соединенного Королевства приняли участие в гонке.
Гонка Mille Miglia Storica – музей классических автомобилей под открытым небом, работающий только три дня в году.
В этом году гонка Mille Miglia Storica стартует в среду 16 мая в Брешии и финиширует 19 мая там же. По традиции экипаж участников Mille Miglia состоит из двух человек – пилота и штурмана. Для участия в гонке 2018 года зарегистрировались 456 экипажей и среди них 33 автомобиля Jaguar.
Родстеры Jaguar XK120 OTS числом 20 экземпляров, два гоночных С-Type, один представительский Mk VII и десять Jaguar XK140 с мягким откидывающимся верхом.
Скорее всего, Ягуары-участники Mille Miglia и в этом году не станут победителями. Но восхищенные взгляды зрителей и появление новых фанатов автомобилям Jaguar участникам Mille Miglia – гарантированы. Парадоксально, но в Италии с ее богатой автомобильной историей любят автомобили Jaguar.