Почему один концепт-кар благополучно преодолевает барьер и запускается в производство, а другой, так и остается концептом? От чего или от кого это зависит?
Любой успех зависит от того, как сочетаются между собой разные факторы: время, личность, технологии и запросы клиентов. Например, сразу после войны производство автомобилей в Великобритании было затруднено из-за тотального нормирования сырья для их производства. Единственный шанс избежать подобного нормирования заключался в производстве автомобилей на экспорт. Компания Jaguar Cars настолько в этом преуспела, что даже могла себе позволить разработать специальные автомобили для участия в гонках. Без Jaguar C-Type и D-Type, особенно, последнего, ставшего предшественником E-Type, невероятный успех компании Jaguar Cars был бы невозможен. Отметим, что в эти годы компанию Jaguar Cars единолично возглавлял ее основатель – сэр Уильям Лайонс.
После драматичных перемен, когда судьба бренда решалась не покупателями автомобилей, а чиновниками британского правительства, компанию Jaguar Cars приобрела Ford Motor Company. Бренд Jaguar сохранили, разработка концепт-каров вышла на новый уровень, но ни один из них не стал серийной моделью.
О печальной и драматической судьбе Jaguar XJ220 хорошо осведомлены не только фанаты бренда. Совместить первоначальный проект XJ220 с финансовой успешностью оказалось невозможно, пришлось вносить изменения в конструкцию. Но, как часто случается, хорошие финансовые показатели вошли в крутое пике с запросами клиентов, внесших депозиты на покупку XJ220. Большинство потенциальных покупателей решили, что условия сделки были нарушены и потребовали возврата депозитов.
Следующий концепт Jaguar – XK180, плавностью линий напоминавший о E-Type в отличие от предшественника XJ220, даже не попал в производство. Он так и остался концептом, воплощением мечты о замене легенды бренда – Jaguar E-Type. Немного утешает то, что дизайн Jaguar XK180 очень заметен в дизайне последовавших за ним серийных моделей.
Время от времени, инженеры, конструкторы, технологи и топ-менеджеры компаний решают догнать и перегнать конкурента. Такое иррациональное стремление частенько ведет к созданию того, что вступает в противоречие со сложившимися условиями производства. Нечто подобное случилось, когда руководство Ford Motor решило создать автомобиль типа хетчбэк на базе Jaguar. Яркий дизайн Jaguar R-D6, придуманный Яном Каллумом не помог хетчбэку Jaguar стать серийным автомобилем. В начале XXI века премиальным хетчбэком остался BMW 1-ой серии, а Jaguar R-D6 так и остался лишь прекрасным образцом настоящего британского дизайна.
Вероятно, технологии менеджмента, применявшиеся в конце XX века и в самом начале нынешнего, куда меньше способствуют рискованным затеям, чем единоличное решение о начале производства. Уильям Лайонс был предусмотрительным и осторожным бизнесменом, но ему не нужно было согласовывать свои решения ни с кем, кроме себя самого. Современные производители автомобилей, в отличие от сэра Уильяма, принимают коллективные решения.
Может быть именно это влияет на разработку необычных и революционных концепт-каров?