Лошади, останутся с нами навсегда, тогда как автомобиль – это только причуда Had Horace Rackham.
Ежегодно в Лондоне ранним утром, в первый выходной день ноября, неподалеку от Букингемского дворца собирается оригинальная и странная публика. Мужчины и женщины, одетые в теплые пальто и куртки, в перчатках и котелках, напоминающих моду времен короля Эдуарда VII, суетятся вокруг автомобилей больше похожих на кареты без лошадей. Они тщательно осматривают керосиновые или ацетиленовые лампы, установленные на автомобиль. Чистят сиденья, обитые настоящей кожей, проверяют на месте ли заводные ручки, надежно ли работает ручной тормоз. Втискивают в сундуки для багажа внушительного размера наборы инструментов. Надевают очки, пробковые шлемы, твидовые кепки и выстраиваются на стартовой линии.
Без всего этого невозможно представить первые автомобили и традиционный автопробег Лондон-Брайтон. Пробег устраивает Королевский автомобильный клуб, участниками пробега могут быть только автомобили, изготовленные в начале XX века до Первой мировой войны. Критерии отбора участников чрезвычайно строгие и не каждый владелец автомобиля начала прошлого века получает разрешение стартовать в этом историческом ралли.
История замены карет на автомобили, лошади на двигатель внутреннего сгорания, человека с красным флагом на свободное передвижение по улицам английских городов: Про автомобили и человека с красным флагом, удивительным образом перекликается с тем, что происходит в автомобильном мире сейчас. Господство двигателей внутреннего сгорания, использующих бензин или дизель, шаг за шагом подходит к концу. Многим это кажется невероятным и невозможным. Есть те, кто подобно Хэду Горацию Рэкхаму (Had Horace Rackham), адвокату Генри Форда, утверждавшему: «Лошади, останутся с нами навсегда, тогда как автомобиль – это только причуда», – верит в бессмертие двигателей внутреннего сгорания. Если бы Генри Форд прислушался к своему адвокату, то не было бы не только знаменитой Tin Lizzie, но и бренда Jaguar.
Jaguar SS90
С тех пор, как в 2008 году Илон Маск начал серийное производство Tesla Roadster с электрическим двигателем прошло почти 10 лет. Дискуссии вокруг первого электромобиля Tesla начинались с обсуждения внушительной цены, привычек и образа жизни первых покупателей. Затем начались дискуссии о том, кто из знаменитых и богатых производителей автомобилей окажется достаточно безрассуден, чтобы последовать за Илоном Маском. К концу 2017 году безрассудных автопроизводителей оказалось достаточно, чтобы споры о вероятности появления на дорогах серийных электромобилей, стали прогнозами того, когда это случится. Среди них оказалась компания Jaguar Land Rover, заявившая о начале производства в 2018 году внедорожников с электродвигателями.
Jaguar E-Type Zero
Безумство первых (Илон Маск) и храбрых (Jaguar Land Rover) притягивает и очаровывает. Вероятно, принимая в 2007 году решение о покупке европейского производителя автомобилей, топ-менеджеры Tata Motors уже строили планы по выпуску гибридных или электрических автомобилей. Также, как и Генри Форд, руководство Tata Motors не прислушалось к тем, кто советовал не тратить деньги на покупку Jaguar. Приобретение оказалось выгодно обеим сторонам. Бренд Jaguar засверкал новыми красками, а руководители Tata Motors получили великолепную площадку для завоевания рынка электромобилей.
Так стоит ли прислушиваться к советам, особенно, когда начинаются перемены?
Дискуссии между скептиками, так стали называть защитников двигателей внутреннего сгорания, и поклонниками электромобилей, продолжаются. Также, как и сто лет назад первые верят в традиции, тогда как вторые предпочитают прогресс. Но также, как 100 лет назад в споре между прошлым и будущем выиграет будущее. Технический прогресс может замедлиться, но его не остановить.
Jaguar E-Type Zero
Фотографии: Will Broadhead, Petrolicious