Почему Уильям Лайонс так упорно считал забастовку неприемлемым средством решения трудовых споров с наемными работниками? Что возмущало Лайонса в тех, кто придерживался иного мнения?
Ответ на вопрос, точнее его часть, содержится в упомянутом ранее письме сэра Уильяма в Министерство труда Великобритании.
Закон в существующем виде не предусматривает никаких практических мер против физического лица, действия которого привели к остановке предприятия (как в нашем случае на четыре недели), не предусматривает он никаких мер и против профсоюза, членом которого это физическое лицо является и который оказывает ему поддержку.
Когда забастовка прекратилась, Уильям Лайонс написал еще одно письмо, наполненное горечью и отчаянием. Судить об этом можно по этому отрывку.
Это возмутительно, что горстка людей оказывается способной нанести такой ущерб и умудряется выйти сухими из воды. Самые строгие меры дисциплинарного характера следует принимать к тем, кто по недоброжелательности, безответственности или по какой-то другой причине своими действиями вынуждает компанию приостанавливать дела и тем самым задерживать или снижать заработки персонала.
В эмоциональных высказываниях сэра Уильяма проще всего увидеть недовольство бизнесмена старой школы новыми порядками и вольностями свингующих 60-х. Действительно, Уильям Лайонс в своей компании Jaguar Cars слыл аристократическим диктатором. Он стремился контролировать всю деятельность компании, не доверял полностью даже своим ближайшим помощникам. Трудно принимал решения, был чрезвычайно осторожен при запуске в производство новых моделей автомобилей. Был не то, чтобы скуп, но тяжело расставался с деньгами. С ним было непросто общаться всем служащим компании, доставалось и близким. Капиталист без человеческого лица, погруженный в заботы об увеличении прибыли, не считающийся со слабостями рода людского.
Бесспорно, эти черты сэра Уильяма находятся на поверхности, они заметны, их невозможно скрыть от посторонних глаз. По этим чертам и свойствам характера судят о человеке и бизнесмене Уильяме Лайонсе. В конфликте с рабочими собственного завода Уильям Лайонс выглядит не лучшим образом. Но мы не состоим только из достоинств или недостатков, в нас намешано всего понемножку: ума и глупости, веры и неверия, дальновидности и близорукости.
Скорее всего, горечь и обида Уильяма Лайонса, высказанные им в письмах, имеют под собой серьезные основания. Только тем, кто ни разу не сталкивался с подобным производством, конвейер кажется простой и добротной технологией. Как никто другой сэр Уильям осознавал хрупкость и сложность конвейерного производства автомобилей. Сборка автомобиля на конвейере – это сложно устроенная технологическая цепочка, с четким ритмом и последовательностью операций. Любой сбой в этой сложной системе приводит к остановке производства, запустить которое стоит неимоверных усилий. Парадоксально, но использование роботов в производстве автомобилей, решив проблему качества, сделало конвейер куда более сложной системой, чем это было при ручной сборке. И, соответственно, еще более зависимой от любых нарушений ритма.
Может быть, поэтому летом 1965 года Уильям Лайонс с такой горечью писал о безнаказанности тех, кто остановил конвейер. А страстное желание основателя Jaguar Cars наказать виновных, больше похоже на отчаяние.