Агата Кристи писала захватывающие детективы о мисс Марпл и Эркюле Пуаро, Уильям Лайонс выпускал умопомрачительные автомобили Jaguar.
И дама Агата, и сэр Уильям преуспели своем деле. Несмотря на то что ежегодные тиражи детективов Дамы Агаты достигали миллиона, тогда как компания Jaguar Cars никогда не производила миллион автомобилей в год. Однако про Эркюля Пуаро и Jaguar E-Type знают все или почти все!
Почему небольшая автомобильная компания, речь о Jaguar Cars, привлекала к себе внимание в прошлом и продолжает занимать умы современников? Объемы производства автомобилей в сравнении с Audi или Ford маленькие, персонала немного, объем продаж и обороты скромные. В чем секрет многолетнего успеха, страстной преданности и повышенного внимания к бренду Jaguar? Есть ли для этого рациональные причины или только эмоциональные? Как добиться подобного успеха в наше время? От чего или кого зависит этот сверхъестественный успех?
Чтобы ответить на эти вопросы придется сочинить целое исследование по всем правилам маркетинга и пиара. Разобраться в причинах финансового успеха и эмоциональной привязанности к бренду, чтобы описать все это хитроумными терминами. Написать научную биографию и порассуждать о философии Уильяма Лайонса, указать на полезные и важные черты характера. Упомянуть о соратниках и сотрудниках, исследовать внутренние отношения в компании Jaguar Cars и еще очень много в этом духе. В короткой статье такое не сделать, но можно объясниться в любви к бренду, заявить собственное мнение и чуть-чуть раззадорить читателей.
Уильям Лайонс начинал производство автомобилей с копирования популярного в Англии в конце 20-х годов прошлого века Austin Seven и делал это очень хорошо. Поднаторев на производстве копий и заработав много денег, Лайонс создал компанию Swallow Side Cars и стал производить собственные автомобили. Новая затея имела успех. Дело в том, что Уильям Лайонс отлично знал и умело использовал одно из важнейших свойств human nature – желание купить роскошный товар за небольшие деньги. Первые модели автомобилей Лайонса стали на редкость удачным воплощением этого желания и с необычайной быстротой автомобиль SS 100 стал популярным автомобилем.
Вторая мировая война, подкосила британское промышленное производство, но отдельные ее части и предприятие Уильяма Лайонса было в их числе, справились с послевоенным кризисом. Уильям Лайонс и его компания, переименованная в Jaguar Cars, добились ошеломительного успеха, выпустив на рынок Jaguar XK120. Он стал ответом на послевоенный запрос покупателей автомобилей на новую роскошь – скорость, комфорт и элегантность, но без довоенной вычурности и чрезмерности.
Уильям Лайонс и его незаурядная команда инженеров и дизайнеров умели воплотить в жизнь запрос покупателей на перемены, как это было с Jaguar XK120 и впоследствии с E-Type. Деловое и стилистическое чутье не подвели Уильяма Лайонса, когда сразу после войны на лондонском автосалоне компания Jaguar Cars представила новый автомобиль. Изящный, легкий, элегантный, квинтэссенция британской инженерной мысли и дизайна, XK120 поразил воображение присутствующих на автомобильном шоу в Лондоне. Количество тех, кто захотел купить этот необычный, выделяющийся на общем фоне автомобиль, приятно удивило Уильяма Лайонса. Новый Jaguar пользовался большим успехом в США, где после Второй мировой войны господствовали помпезные автомобили с чрезмерно большим количеством хромированных деталей. Популярности добавили выдающиеся спортивные достижения Jaguar XK120 – участие и успех на автосалоне 1949 года в Нью-Йорке. За три года было выпущено чуть больше 12,000 Jaguar XK120, из которых 80% ушло на экспорт, главным образом в Америку.
Символом бурных 60-х стал Jaguar E-Type – изящный, красивый, неудобный для водителя, но самый быстрый серийный автомобиль. Линии кузова процитированы в Chevrolet Corvette, а фары Ferrari 250 GT кажутся чуть ли не копией завораживающего взгляда E-Type.
Колоссальный успех Jaguar E-Type, как правило, объясняют неповторимым дизайном, выдающимися техническими и скоростными качествами. Это верно, но успех необыкновенного автомобиля XX века был бы невозможен без способности сэра Уильяма Лайонса предвосхищать желания и требования клиентов. В конце 50-х и начале 60-х годов поклонники спортивных автомобилей и быстрой езды, могли только мечтать о том, чтобы купить такой автомобиль. Цена на Ferrari 250 GT или Mercedes-Benz 300SL для большинства из них была заоблачной. Мечта прокатиться на таком автомобиле на недавно появившихся в Великобритании и некоторых других странах, скоростных дорогах, оставалась мечтой.
Исполнению мечты довольно большого числа автомобилей и помогли Уильям Лайонс, Уильям Хайнес и Малколм Сайер. Они разработали и запустили в производство Jaguar E-Type, серийный автомобиль, способный разогнаться до 200 км/ч на первом в Британии скоростном шоссе. Но важнее всего было то, что теперь автомобиль-мечту можно было купить за разумную цену в £2100 и это было главным в истории с популярностью Jaguar E-Type.
В любой истории успеха можно найти повторяющиеся черты:
- Умение рисковать и доверять собственному «шестому чувству», интуиции;
- Тонкий слух и стилистическое чутье;
- Понимание и ощущение времени, в котором живешь;
- Использование маркетинга и пиара, как вспомогательных средств;
- Быстрое принятие решений и понимание рискованности затеи.
К сожалению, или к счастью, большинство современных автомобильных грандов (Audi, Mercedes и, конечно, BMW) не может позволить ничего из упомянутого. Отдел маркетинга автомобильного гиганта немедленно поставит под сомнение любую интуицию. Принятие решений будет обусловлено тягучим бюрократическим порядком. Большие компании способны неплохо управляться с настоящим, хорошо ориентируются в прошлом, но плохо справляются с будущим.
Может быть, это и есть ответ на вопрос: «Почему небольшая компания Jaguar приковывает к себе внимание?».