Автомобильная компания Clement-Talbot – высокотехнологичный стартап XX века с участием иностранцев.
Британские автомобили – иностранное участие
Компания была основана в 1902 году двумя типичными представителями Belle Epoque (Прекрасная эпоха) из Великобритании и Франции. Английским аристократом Чарльзом Талботом и представителем третьего сословия из Франции Густавом Адольфом Клементом. Великолепный пример того, что при желании англичанин и француз найдут общий язык.
Главным инвестором и акционером стал Чарльз Четвинд Тэлбот – 20-й граф Шрусбери, 20-й граф Уотерфорд и 5-й граф Тэлбот. Представители этого аристократического рода, ведущего летоисчисление от Вильгельма Завоевателя, имеют право на участие в коронации британского монарха. Рождение в подобной семье не только обязывает следовать неписанным правилам, но одновременно дает право быть эксцентричным и нарушать эти правила.
Чарльз Тэлбот единственный наследник всех титулов большой аристократической семьи, был не только щеголем, но и обладал завидной деловой хваткой. В 1884 году 23-летний Ч. Тэлбот занялся пассажирскими перевозками в Лондоне и преуспел настолько, что учредил и финансировал собственный поло-клуб. К началу XX века 5-й граф Тэлбот понял, что будущее за шумноватыми и грязноватыми безлошадными повозками и занялся их производством.
В это же время французский изобретатель и предприниматель Густав Адольф Клемент искал того, кто согласился бы производить разработанный им автомобиль. Парадоксальным образом, инвестор для автомобиля из Франции нашелся в Британской Империи. Договорившись и заключив соглашение, Чарльз Тэлбот и Адольф Клемент, 11 октября 1902 года официально заявили о начале производства автомобилей.
Завод по производству самобеглых колясок построили на специально приобретенном для этого участке земли в Ледбрук-Гроув (Западный Лондон) и купили новейшее для того времени оборудование. Цеха завода построили из кирпича с зубчатой остекленной крышей, такая конструкция позволяла максимально эффективно использовать дневной свет.
По традиции того времени, заводская контора и помещения, где покупали автомобили, находились на той же территории, что и производственные цеха. Владельцы нового автомобильного предприятия не поскупились на отделку помещения геральдическими символами графов Шрусбери, витражами, мозаиками и мраморными колоннами. Они не прогадали. Желающих купить в приятной атмосфере новое средство передвижения оказалось немало.
Компания Clement-Talbot и ее автомобили считают олицетворением эдвардианской эпохи. Первой эпохи, в которой преуспевание и наслаждение жизнью не были взаимоисключающими понятиями. Эдвардианцы, хлебнувшие строгого, неумолимого и лицемерного викторианства, жили широко, с комфортом. Новое средство передвижения пришлось им по вкусу, потому, даже уезжая на работу в колонии, не отказывались от полюбившихся автомобилей Талбот.
Иностранное влияние
История участия иностранцев в бренде, сохранившим имя аристократа из Англии, продолжилась сразу после Первой мировой войны. Когда 1919 году Ч. Тэлбот и А. Клемент решили прекратить сотрудничество, часть компании Clement-Talbot купил французский бизнесмен Александр Даррак, решивший сохранить имя английского аристократа в названии автомобиля. Другую часть компании оставил за собой Чарльз Тэлбот, продолжавший производство под маркой Talbot в Британской Империи.
Следующим иностранцем, повлиявшим на восприятие и сохранения бренда Talbot, стал итальянец Антонио Лаго. Неплохой инженер и выдающийся дизайнер, А. Лаго создал несколько запоминающихся дизайнов кузова автомобилей Талбот. Есть те, кто уверен, что Уильям Лайонс, создавая Jaguar XK120, позаимствовал дизайн довоенных Talbot Lago T 150 SS и Talbot Lago T 150 CSS.
Большинство фанатов Jaguar отвергают такую возможность, но то, что обводы крыльев XK120 похожи на те, что мы видим у Talbot Lago T 150 SS, очевидно и очень заметно. Создавая один из лучших классических автмобилей, У. Лайонс и его команда, не могли не заметить Talbot с дизайном от Антонио Лаго.
Как бы нам того не хотелось, но любое национальное автомобилестроение прошлого века, одновременно было интернациональным. Особенности инженерных и дизайнерских школ британского автопрома, сформировались в т. ч. и под влиянием аналогичных школ континента. Влияние это было не столь всепроникающим, как в наши дни, но обмен идеями и людьми существовал и в начале XX века.
Глобализация, вопреки тому, что о ней думают, не означает нивелирования особенностей производства. Автомобильным компаниям Европы, чьи заводы работают в Китае, Бразилии и даже в соседних европейских странах, приходится считаться с местными особенностями.
Разнообразие опять заявляет свои права и, особенно, в автомобилестроении. Об этом в следующей статье.