В апреле 2020 года продажи новых автомобилей в Великобритании упали на 97 процентов.
По данным британского Общества производителей автомобилей и трейдеров, в апреле было зарегистрировано всего 4321 новых автомобиля. Меньше было только в феврале 1946 года, но это было спустя всего лишь несколько месяцев после окончания Второй мировой войны. Тогда, в феврале 1946 года подданные Его Величества Георга VI купили всего лишь 4046 автомобилей.
Содержание:
Уильям Лайонс и лейбористы
Драматическое противопоставление послевоенного времени с его тотальным нормированием с тем, что случилось в британском автопроме начала XXI века на первый взгляд не выдерживает критики.
Война, истощившая силы Британской империи, трудное возвращение автомобильной промышленности к мирному производству, отягощалась физическими разрушениями. Множество заводов в Мидландс и автомобильные в том числе, было разрушено во время бомбардировок. Восстановление производственных помещений шло медленно из-за нехватки строительных материалов и рабочих. И это несмотря на то, что лейбористское правительство делало все, чтобы восстановить промышленность.
Когда в 1945 году лейбористы победили на выборах, правительство во главе с Клементом Эттли приняло решение о том, что половина всех произведенных в Великобритании товаров, должна идти на экспорт. Это решение подсказал правительству канцлер казначейства (министр финансов), лучше всех знавших о проблемах бюджета и состоянии финансов страны.
Решение оказалось верным. В 1947 году бюджет страны уже не выглядел столь пугающим, как это было в 1945 году. Лейбористское правительство решило закрепить успех и долю товаров, производимых британскими заводами на экспорт, повысили до 60 процентов.
Такое жесткое, даже безжалостное отношение к собственным производителям, могло бы убить их и оставить Британию без промышленности. Но у правительства и казначейства был припасен и пряник – квоты на металл, уголь, строительные материалы и прочее, были привязаны к показателям экспорта.
Если бы не это странное по современным меркам решение правительства Клемента Эттли, то кто знает, дожил бы бренд Jaguar до XXI века. Лайонс с его врожденным чутьем бизнесмена не просто ухватился за эту возможность, а выжал из нее все, что только можно.
Так, в 1948 году на Лондонском мотор-шоу появился Jaguar XK120, произведший сногсшибательное впечатление не только на потенциальных покупателей-американцев, но и экспертов.
Jaguar XK120 имел фантастический успех в Америке, долгое время оставался любимцем звезд Голливуда классической эпохи – Кларка Гейбла и Элизабет Тейлор.
Так убежденный капиталист Лайонс использовал возможности, предоставленные столь же убежденным социалистом Эттли.
Что теперь?
Автомобильная промышленность Великобритании в XXI веке пережила два сильных шока. Первый в 2016 году, когда референдум о выходе из ЕС закончился победой сторонников Brexit’. Второй – это пандемия коронавируса в начале 2020 года и остановка производства на карантин.
С первым шоком британский автопром справился, благоразумно создав запасы комплектующих и всего, что требуется для производства автомобилей. Что до второго, то он оказался сильнее, чем Brexit и спасти положение заполнив склады необходимыми комплектующими, не получится.
Крупнейший экспортер промышленных товаров, по данным Общества автопроизводителей, потерял за время пандемии и карантина более 8 млн фунтов стерлингов. Чувствительный удар для отрасли, где сейчас сосредоточено большая часть рабочих мест особенно в отдельных графствах Англии. Для области Midlands потеря рабочих мест на автомобильных заводах Jaguar Land Rover и Aston Martin, может стать катастрофой.
Ральф Шпет не только генеральный директор, но и главный оппонент консервативной партии, ратующей за выход из ЕС без договора, недавно объявил о возобновлении производства на английских заводах. Доктор Шпет уверен, что цена Brexit, которую приходится платить всему британскому автопрому из-за капризов консерваторов, может оказаться не оправдано высокой.
Открытие заводов компании JLR в Мидландс хороший знак для все отрасли. Правда на рабочие места смогут вернуться только 2000 работников, но и это неплохо для компании, серьезно зависящей от продаж на внутреннем рынке и на рынке Европы. Ведь более 60% автомобилей, производящихся в Англии, экспортируются в Европу.
Заводы Jaguar Land Rover в Китае, закрытые на карантин в конце 2019 года, возобновили производство в феврале 2020 года.
Жизнь возвращается, оживает производство, но остаются и проблемы. О них в следующий раз.