Есть имена, очень прочно связанные между собой. Время может предать забвению одно из них. Но память обязательно вернет его нам.
С брендом Jaguar связно много ярких и противоречивых имен. Гениальный Малколм Сайер, харизматичный сэр Джон Иган, эмоциональный Билл Хайден, стремительный Джеки Стюарт. Майк Хауторн (полное имя John Michael Hawthorn) – талантливый автогонщик со скверной репутацией, англичанин впервые, завоевавший титул чемпиона Формула-1.
Содержание:
Детство и отрочество
Родился в 1929 году в Йоркшире, в семье Лесли и Унифрид Хауторн, владельцев знаменитого в Великобритании Tourist Trophy Garage. В 1931 году его родители перебрались в Фарнхем (графство Суррей), где открыли магазин и гараж, превратившиеся со временем в символ британского гоночного братства. Едва ли не все мало-мальски известные персоны довоенного автомобильного спорта Англии побывали у четы Хауторн в Tourist Trophy Garage.
Бизнес родителей, несмотря на депрессию оказалась прибыльным. Юный Майк получил все, что можно купить за деньги и на что рассчитывают дети, благодаря положению их родителей и семейным связям. Престижный Ардингли Колледж (Ardingly College), хотя там он и не блистал успехами. Общение с влиятельными личностями, которые частенько наносили визиты в родительский дом. Новые модели автомобилей и мотоциклов, на которых можно было отправляться в рискованные поездки, не озадачиваясь проблемой ремонта или возмещения ущерба.
Вторая мировая война, начавшаяся в 1939-м, когда Майку Хауторну исполнилось 10 лет, изменила жизнь даже состоятельных семей. Фермы и поместья, маленькие города на севере Англии и Шотландии, принимали беженцев. Нормирование продуктов, бензина, одежды и всего, что только можно вообразить. Бомбежки, затемнение, редкие гости и развлечения. Таким было отрочество подростка военного времени в Англии.
Когда война закончилась и жизнь на Британских островах, медленно возвращалась в повседневную колею, подданные Его Величества Георга VI вернулись к привычным развлечениям. Британцы с азартом ходили на танцевальные вечера, обустраивали восстановленные дома, проводили много времени на скачках и автогонках. Гудвуд и Сильверстоун были переполнены народом, жаждавшим хлеба, принесенного с собой в корзинках для пикника, и зрелищ, устраиваемых на автомобильных треках.
Юность и слава
Дебют и первая победа Майка Хауторна состоялись в 1950 г. в Брайтоне на Национальных скоростных испытаниях (Brighton Speed Trials). Через пару лет в Гудвуде Hawthorn не только выиграл, но и привлек внимание к своей персоне самого Энцо Феррари. В результате, в 1952 г. Mike Hawthorn дебютировал в Формуле-1 на треке в Spa-Francochamps (Бельгия) и обратил на себя внимание других выдающихся личностей автомобильного мира. Скорее всего, именно тогда его и приметил сэр Уильям Лайонс, жаждавший доказать спортивные преимущества автомобилей Ягуар.
Выступление в Формуле-1 за команду Ferrari не мешало М. Хауторну принимать участие в соревнованиях за другие команды. Надо заметить, что в середине 50-х прошлого века, в автоспорте значимым и престижным считалось участие и победа в “24 часа Ле Ман”. Чемпионат Formula 1 был уже популярен, но такого престижа как у кольцевой гонки на выносливость в Le Mans у него еще не было. Формула-1 набирала силу, однако королевской, начиная с 1923 г., считали именно 24 Hours of Le Mans. Победа в Ле Ман значила многое, она обеспечивала приличные для того времени призовые и открывала двери в другой мир.
Честолюбивый Майк Хауторн не был исключением и, вероятно, по этой причине согласился стать пилотом заводской гоночной команды Jaguar. Статус первого пилота и новый потрясающий автомобиль Jaguar D-Type, не могли не соблазнить Хауторна. С самого начала Майк Хауторн, нацеленный на победу в Ле Ман, бросился вперед, но лидировала в этой печально знаменитой гонке команда Mercedes и ее основной пилот Стирлинг Мосс. Если бы не авария и решение руководства Mercedes о прекращении участия, то неизвестно чем закончились эти соревнования для Jaguar и Майка Хауторна.
О трагических и печальных событиях драмы, разыгравшейся в Ле Ман не раз и не два, рассказывали ее участники: Джон Фитч, Стирлинг Мосс и Норман Дьюис. Катастрофа в Le Mans, в которой погибло 84 человека, в основном зрителей, стала поворотным пунктом в истории безопасности автогонок.
Трагедия, разыгравшаяся больше 30 лет назад в Ле Мане напомнила о себе в январе этого года, когда в Великобритании вспоминали о погибшем в автомобильной аварии Майке Хауторне.
Триумфатор Ле Мана, первый британец, одержавший победу в Formula 1, разбился на своем любимом Jaguar Mark 1 по дороге из Фарнхема в Лондон. Это случилось 22 января 1959 года.
Драма на британской дороге А3, как и трагедия в Ле Ман до сих пор не забыты. Они стали классическими примерами того, как свойства human nature и стечение обстоятельств меняют мир.
Но об этом во второй части статьи.