Отродясь такого не бывало и опять то же самое!
В. С. Черномырдин, премьер-министр России, 1993-1998 годы
Как чувствует себя британское автомобилестроение? Поможет ли американскому автопрому повышение тарифов на европейские автомобили и комплектующие? Как дела у азиатских производителей: Китай, Япония и Южная Корея?
Классическое автомобилестроение
Если каждый день читать Reuters, Bloomberg, Forbes и местную британскую прессу, например, Coventry Telegraph, то для происходящего в мировом автопроме подходит единственное слово: кризис.
Крупнейшие мировые автопроизводители переживают кризис, напоминающий об энергетическом кризисе осени 1973 года. Есть существенные различия и значимые совпадения между тем, что происходило в 70-годы и в наши дни.
Энергетический (нефтяной) кризис 1973 года начался с политического решения Организации арабских экспортеров нефти (ОАПЕК) и примкнувшими к ним Египта и Сирии, наложить эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Канаду, Японию и Нидерланды. В результате этого недальновидного и опрометчивого решения мировой автопром кардинально изменился.
До нефтяного кризиса 73 года мир производителей автомобилей был устроен просто и незамысловато.
Гигантская по масштабу автомобильная промышленность США, неисчерпаемый, как многим казалось, источник идей дизайна и технологий. Ford Motor и General Motors – эти великие диктаторы в мире автомобильной моды, с безграничными ресурсами и великолепным имиджем.
Скромный по объему производства, но заметный в части дизайна и умения рекламировать свою продукцию, европейский автопром. В Америке купить Ferrari, Jaguar, Mercedes, Porsche и Rolls Royce считали признаком хорошего тона и доказательством утонченного вкуса владельца.
Никому не известный и почти мифический автопром Японии, о котором знали либо специалисты, либо энтузиасты. Владельцы Nissan, Toyota, Honda или Datsun казались опасными чудаками, подрывающими устои и традиции стран, где автомобиль появился на 50 лет раньше, чем в Японии.
И все остальные: советский автопром, автопром Восточной Германии, Чехословакии и Румынии.
Golden Age – Золотой век
Хотя нефтяной кризис 1973 года, нарушил безмятежное спокойствие, сложившееся в мировом автопроме после Второй мировой войны, он же заложил фундамент для нового. Эмбарго, разрушив классический автопром, принципиально изменило автомобильную промышленность во всем мире.
Великолепно обустроенная среда, изменить которую не смогли приватизация и национализация (Франция и Великобритания), слияния и поглощения (Ford Motor и Jaguar), зарождение китайского и крушение советского автопромов. Казалось, что эти события не влияют на основные тренды и наконец-то в автомобилестроении наступил «золотой век».
Прекрасный новый мир оставался таким до 2003 года, когда Илон Маск, которого не любят представил первый работоспособный электромобиль Tesla. И несмотря на это автомобильный мир на нашей планете оставался почти безмятежным еще 10 лет или чуть больше.
Гранды автопрома, отдавая дань моде, разрабатывали автомобили с гибридными и/или электрическими двигателями, но запускать их серийное производство не торопились. Безупречно красивые гибридные Jaguar CX-16 и Jaguar CX-75 казались данью моде, идеальной бутафорией для погони плохого парня за хорошим в фильме SPECTRE об Агенте 007.
Казалось, что в мировом автопроме достигнуты желанные устойчивость и равновесие. Но в 2015 году это идиллическое состояние разрушилось, начались перемены. Скорость и глубина перемен удивили многих. Они казались нереальными до такой степени, что хотелось закрыть глаза, помотать головой, чтобы стряхнуть nightmare фанатов знаменитого английского бренда – первый серийный Jaguar с электрическим двигателем I-PACE.
Дизельгейт, пошатнул волшебный мир автомобилестроения в 2015 году. Окончательно этот дивный мир разрушили Brexit и президент США Дональд Трамп.
Как выглядит современный автопром после всех потрясений? Об этом во второй части.