Yandex Metrika
Jaguar XJ-S HE Coupe
Истории и личности Jaguar

Мировой автопром и Jaguar, как зеркало глобализации – Часть 2

Как выглядел энергетический кризис 1973 года? Очереди за бензином, объявления Sorry! No Gas на АЗС, опустевшие автострады и падение продаж американских автомобилей.

 

Покидая поле битвы…

Неожиданно выяснилось, что автомобильная промышленность США, снисходительно взиравшая на производителей маленьких европейских автомобильчиков, по сути дела моральный банкрот. Высокомерное отношение к японскому автопрому едва не стоило потери собственного рынка.

АЗС в нефтяной кризис 1973 год

Гранды американского автопрома не могли поверить и согласиться с тем, что граждане Америки не желают покупать автомобили с гигантским (по современным меркам) расходом топлива: 16 литров на 100 км. Американцы, презрев условности и веру в превосходство отечественных автомобилей, сначала с опаской, а потом с энтузиазмом стали покупать японские машины и еще больше полюбили европейские.

Однако, при всей любви к марке Jaguar, американцы неохотно покупали новую модель – Jaguar XJ-S. Мало у кого в середине 70-х и начале 80-х было достаточно денег, чтобы оплатить колоссальные расходы на бензин для Jaguar XJ-S – почти 20 литров на 100 км.

Jaguar XJ-S Convertible

Пережив шок, американские производители бросились в погоню. Шансы на то, чтобы догнать и перегнать Японию у них были и немалые.
Во-первых, мощный государственный аппарат, пусть и с опозданием, но вставший на защиту «отечественного производителя», используя для этого таможенные пошлины.

Во-вторых, сотрудничество и даже вступление в альянс с японскими производителями автомобилей. Самый известный – альянс между Mitsubishi Motors и Chrysler Corporation. Японская компания продала часть производственных мощностей американской и обе преуспели. Mitsubishi Motors вышла на рынок США в комфортных условия, а Chrysler Corporation продлила себе жизнь на 22 года. Хороший результат.

Mitsubishi Motors в Америке

В-третьих, автопроизводители Америки безжалостно избавлялись от старых моделей, их расходы на разработку новых моделей и технологий, подготовку кадров, увеличились.

В-четвертых, кризис 1973 года – это фундамент, на котором прочно стоял американский, европейский и азиатский автопром вплоть до Dieselgate 2015 года.

 

Новый пейзаж

К 1985 году американский автопром стал другим. Огромные прожорливые автомобили превратились в часть истории США, а их компактные коллеги оживили автострады страны, где почти невозможно жить без автомобиля.

Нефтяной (энергетический) кризис 1973 года повлиял не только на конструкцию и технологии производства автомобилей. Он ускорил решение проблем, накопившихся в управлении компаниями. То, как быстро японские производители сумели выйти на американский рынок и завоевать его, поразило и удивило.

Американские и европейские бизнесмены изучали управление автомобильными заводами Страны восходящего солнца и старались использовать его на своих предприятиях.

Toyota Land Cruiser 1975 год

Успеха в этом добились те, кто быстро осознал принципиальную разницу в отношении к производству и работниками в Японии и, например, во Франции. Осознал и приспособил увиденное в Японии к традициям собственной страны.

Помимо этого, выяснилось, что японские автопроизводители охотно вступают в альянсы и готовы обеспечивать рабочими местами не только подданных императора, но и граждан США. Автомобильные заводы Toyota, Honda и Suzuki появились в США начале 80-х, быстро превратившись из сборочных цехов в полномасштабные производства.

К несчастью, не везде автомобилестроению удалось избежать потрясений. Великолепный британский автопром в те же годы, пострадал от политической и экономической некомпетентности лейбористского правительства.

 

Уроки и испытания

За давностью лет поклонники автомобилей Jaguar забыли имя компании, едва не угробившей один из лучших мировых брендов. Имя чудовища – British Leyland Motor Company. Национализированная в 1975 году лейбористским правительством, эта компания нанесла чудовищный урон автомобильной промышленности Британии. Годы под управлением British Leyland, едва не стали для Jaguar Cars роковыми.

Jaguar-XJ - первая серия

Хаос, который оставила после себя British Leyland в британском автомобилестроении был ужасающим. Британцы, взяв за образец поведение заокеанских кузенов, предпочитали новую модель Ford Escort автомобилям местных производителей.

К середине 80-годов XX века мировой автопром благополучно преодолел кризис, вышел из него не только с потерями, но и с четким пониманием того, как вести бизнес, каким должно быть производство и с кем вступать в альянсы, чтобы выжить.

Во многом, благодаря этому пониманию, удалось спасти бренд Jaguar.

Альянс Ford Motor Co. и Jaguar – это типичный пример кардинальных изменений мирового автомобилестроения.

Красный Jaguar S-Type

Сейчас нас не удивляет то, что Volkswagen Group стала владельцем марок Rolls Royce, Lamborghini и возродила Bugatti. Что под крылом Ford Motor процветает бренд Aston Martin – концентрация britishness. А представители некогда самой большой и ценной колонии Британской империи Индии, владеют марками Jaguar и Land Rover.

Глубокое потрясение изменило отношение к бизнесу по производству автомобилей и под давлением обстоятельство изменились, по меньшей мере, два понятия. Перейдя к иностранному владельцу бренд не утрачивает национального обаяния, а выжить можно только в союзе с тем, кто сильнее.

О том, что случилось после Dieselgate в третьей части статьи.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply