Как выглядел энергетический кризис 1973 года? Очереди за бензином, объявления Sorry! No Gas на АЗС, опустевшие автострады и падение продаж американских автомобилей.
Покидая поле битвы…
Неожиданно выяснилось, что автомобильная промышленность США, снисходительно взиравшая на производителей маленьких европейских автомобильчиков, по сути дела моральный банкрот. Высокомерное отношение к японскому автопрому едва не стоило потери собственного рынка.
Гранды американского автопрома не могли поверить и согласиться с тем, что граждане Америки не желают покупать автомобили с гигантским (по современным меркам) расходом топлива: 16 литров на 100 км. Американцы, презрев условности и веру в превосходство отечественных автомобилей, сначала с опаской, а потом с энтузиазмом стали покупать японские машины и еще больше полюбили европейские.
Однако, при всей любви к марке Jaguar, американцы неохотно покупали новую модель – Jaguar XJ-S. Мало у кого в середине 70-х и начале 80-х было достаточно денег, чтобы оплатить колоссальные расходы на бензин для Jaguar XJ-S – почти 20 литров на 100 км.
Пережив шок, американские производители бросились в погоню. Шансы на то, чтобы догнать и перегнать Японию у них были и немалые.
Во-первых, мощный государственный аппарат, пусть и с опозданием, но вставший на защиту «отечественного производителя», используя для этого таможенные пошлины.
Во-вторых, сотрудничество и даже вступление в альянс с японскими производителями автомобилей. Самый известный – альянс между Mitsubishi Motors и Chrysler Corporation. Японская компания продала часть производственных мощностей американской и обе преуспели. Mitsubishi Motors вышла на рынок США в комфортных условия, а Chrysler Corporation продлила себе жизнь на 22 года. Хороший результат.
В-третьих, автопроизводители Америки безжалостно избавлялись от старых моделей, их расходы на разработку новых моделей и технологий, подготовку кадров, увеличились.
В-четвертых, кризис 1973 года – это фундамент, на котором прочно стоял американский, европейский и азиатский автопром вплоть до Dieselgate 2015 года.
Новый пейзаж
К 1985 году американский автопром стал другим. Огромные прожорливые автомобили превратились в часть истории США, а их компактные коллеги оживили автострады страны, где почти невозможно жить без автомобиля.
Нефтяной (энергетический) кризис 1973 года повлиял не только на конструкцию и технологии производства автомобилей. Он ускорил решение проблем, накопившихся в управлении компаниями. То, как быстро японские производители сумели выйти на американский рынок и завоевать его, поразило и удивило.
Американские и европейские бизнесмены изучали управление автомобильными заводами Страны восходящего солнца и старались использовать его на своих предприятиях.
Успеха в этом добились те, кто быстро осознал принципиальную разницу в отношении к производству и работниками в Японии и, например, во Франции. Осознал и приспособил увиденное в Японии к традициям собственной страны.
Помимо этого, выяснилось, что японские автопроизводители охотно вступают в альянсы и готовы обеспечивать рабочими местами не только подданных императора, но и граждан США. Автомобильные заводы Toyota, Honda и Suzuki появились в США начале 80-х, быстро превратившись из сборочных цехов в полномасштабные производства.
К несчастью, не везде автомобилестроению удалось избежать потрясений. Великолепный британский автопром в те же годы, пострадал от политической и экономической некомпетентности лейбористского правительства.
Уроки и испытания
За давностью лет поклонники автомобилей Jaguar забыли имя компании, едва не угробившей один из лучших мировых брендов. Имя чудовища – British Leyland Motor Company. Национализированная в 1975 году лейбористским правительством, эта компания нанесла чудовищный урон автомобильной промышленности Британии. Годы под управлением British Leyland, едва не стали для Jaguar Cars роковыми.
Хаос, который оставила после себя British Leyland в британском автомобилестроении был ужасающим. Британцы, взяв за образец поведение заокеанских кузенов, предпочитали новую модель Ford Escort автомобилям местных производителей.
К середине 80-годов XX века мировой автопром благополучно преодолел кризис, вышел из него не только с потерями, но и с четким пониманием того, как вести бизнес, каким должно быть производство и с кем вступать в альянсы, чтобы выжить.
Во многом, благодаря этому пониманию, удалось спасти бренд Jaguar.
Альянс Ford Motor Co. и Jaguar – это типичный пример кардинальных изменений мирового автомобилестроения.
Сейчас нас не удивляет то, что Volkswagen Group стала владельцем марок Rolls Royce, Lamborghini и возродила Bugatti. Что под крылом Ford Motor процветает бренд Aston Martin – концентрация britishness. А представители некогда самой большой и ценной колонии Британской империи Индии, владеют марками Jaguar и Land Rover.
Глубокое потрясение изменило отношение к бизнесу по производству автомобилей и под давлением обстоятельство изменились, по меньшей мере, два понятия. Перейдя к иностранному владельцу бренд не утрачивает национального обаяния, а выжить можно только в союзе с тем, кто сильнее.
О том, что случилось после Dieselgate в третьей части статьи.