Слово Pace в английском языке имеет два значения. Первое – тем, а второе – скорость.
Оба слова прекрасно характеризуют суть того, что происходило в компании в 50-е и последующие годы. Автомобили Jaguar серии XK становились все быстрее, а компания, хотя и не так быстро, теряла темп развития.
Содержание:
Погоня за скоростью
История о создании Jaguar XK120, его беспримерной популярности в Америке и особенно в Голливуде, очень хорошо известна. В ней почти нет белых пятен, если не считать двух версий создания экспериментальной модели. И некоторых сомнений в том, действительно ли Уильям Лайонс хотел запускать в производство модель, представленную на автосалоне в Эрлс-Корт. Судя по тому, что производство на заводе в Ковентри не было готово к запуску новой модели, для таких сомнений основания были.
Но история есть история и Jaguar XK120 стал первым британским спортивным автомобилем, поставленным на производство после окончания Второй мировой войны. Этот симпатичный, изящный, если можно применить к автомобилю подобный эпитет, моментально стал любимцем публики. Причем не только на американских дорогах, но и на гоночных трассах и автомобильных ралли. Кроме того, XK120 был и самым быстрым серийным автомобилем не только в Британии, но и во всем мире.
Рекорд скорости, установленный Норманом Дьюисом на Jaguar XK120 в бельгийском местечке Jabekke в 1953 году. На пару лет раньше (в 1951 году), модифицированный для гонок Jaguar XK120, известный нам как С-Type, выиграл гонку на знаменитом гоночном треке в Le Mans. Все это сделало первый послевоенный спорткар Jaguar Cars чрезвычайно привлекательным и востребованным у покупателей автомобилей.
Даже Кларк Гейбл, в чьем гараже было много больших и роскошных автомобилей, не устоял и стал не только владельцем, но и лицом Jaguar XK120. Был такой автомобиль у Элизабет Тейлор, приобретенный вторым мужем актрисы Майклом Уилдингом.
Потеря темпа
Именно с Jaguar XK120 началась история гоночной команды, история, закончившаяся трагической победой во время катастрофы в Ле Манн в 1955 году. В 1956 году гоночная команда была расформирована, а в известном смысле стала и катастрофой для всей компании.
Вряд ли стоит спорить с тем, что участие в знаковых гонках и наличие гоночной команды с громкими именами, такими как Питер Уайтхед и Питер Уокер, Марк Хауторн и Стирлинг Мосс, была лучшей рекламой для автомобилей Jaguar. Однако, вспомнив о том, что Jaguar Cars была средней по размеру автомобильной компанией, да еще с ограниченными производственными ресурсами, нетрудно предположить, что успех на гонках стоил дорого, очень дорого.
Большая часть интеллектуальных ресурсов, а здесь надо отметить, что в Jaguar Cars работали лучшие представители британской инженерной и дизайнерской школ, расходовалась в интересах гоночной команды. Производство в Ковентри, как и инженерные подразделения, было сориентировано на интересы гоночной команды. Это рано или поздно должно было сказаться на серийном производстве и финансовой стабильности компании.
К концу 50-годов выяснилось, что, если не считать спорткара Jaguar XK150 и представительского Jaguar Mk2 (Mark 2), у компании нет достойного конкурента, да и вообще нет нового автомобиля. Прекрасный XK150 и симпатичный Mark 2 были автомобилями прошлого, но не будущего.
Случилось то, что должно было случиться, когда ежедневная практическая и ритмичная работа вытесняется героической, наполненной авралами и даже подвигами. Темп развития компании был потерян, несмотря на то что скорость спорткара Ягуар XK150 увеличилась.
История слова PACE в рекламном слогане Jaguar Cars – прекрасная иллюстрация того, как два разных значения одного слова влияют на судьбу бренда.