В истории бренда Jaguar было всего лишь 5 альянсов, но все пять были необычным, своеобразными, запоминающимися.
Два Уильяма
О каждом можно рассказать историю, написать серьезную статью, провести исследование на тему как надо или не надо вступать в альянс. Почему так получилось?
Все дело в личности отца-основателя Jaguar Уильяма Лайонса. То, как его характер и свойства human nature повлияли на выбор компаньонов по бизнесу и заключение договоров с другими компаниями, заметно в выборе первого партнера по бизнесу.
Лайонс проницательный и одаренный, властный и харизматичный молодой человек, быстро понял какое золотое дно скрыто в блестящей мотоциклетной коляске созданной соседом. До блеска отполированная восьмиугольная коляска соседа Уильяма Уолмсли, выделялась и не могла быть незаметной. Уильям Лайонс предложил Уолмсли заняться производством колясок для популярных в 20-годы XX века мотоциклов. В сентябре 1922 года два Уильяма заключили контракт и основали компанию.
Компания Swallow Sidecar оказалась успешным предприятием. Уолмсли занимался дизайном мотоциклетных колясок, а Лайонс продажами, рекламой, пиаром и маркетингом. Почти идеальное сочетание управленческих функций долго держала на плаву узкоспециализированную компанию. Через пять лет Swallow Sidecar, взяв подряд на производство корпусов для автомобилей, стала типичным для конца 20-годов прошлого века кузовным ателье.
Именно с этого времени альянс двух соседей Уолмсли и Лайонса стал буксовать, появились разногласия, со временем переросшие в противоречия и в 1935 году партнеры расстались.
Почему ушел Уолмсли?
Как уверяют некоторые консультанты, чаще всего партнеры по бизнесу расстаются из-за разных взглядов на развитие дела. Один хотел бы все оставить как есть, а другой расширить дело. Первый, если использовать терминологию бизнес-консультантов, оценивает риски, а второй – перспективы. Если оценивать и называть, возникающие разногласия обычными словами, а не заумными терминами, то вместо политкорректной картины расставания, получится нечто иное.
Например, мы узнаем о том, что Уильям Лайонс был властным, не терпящим возражений человеком и бизнесменом. Его партнер Уильям Уолмсли слыл бонвиваном и поклонником женщин. Лайонс хотел расширить дело, а Уолмсли устраивало то, что есть. Оба любили деньги и комфорт, но относились к этому по-разному.
Будущий сэр Уильям был скуп и прижимист, трудно расставался с деньгами, что стало притчей во языцех. Тогда как его партнер тратил деньги беспечно и не задумываясь, и эта легкость стала причиной первого развода Уильяма Уолмсли.
Лайонс, обладавший врожденным стилистическим чутьем, был недоволен дизайном, создаваемым Уолмсли. Но Уильям Уолмсли, по сути дела, дизайнер-самоучка, отказывался учитывать мнение партнера.
Наконец, Уильям Лайонс хотел расширения дела и ради будущих успехов готов был риску и экономии в частной жизни ради будущего. Скупость сэра Уильяма доходила до того, что он отказался поменять ковер флагманского салона Jaguar. Для Уолмсли мысль о самоотречении, отказе от удовольствий здесь и сейчас, была невыносима.
В 1935 году Уильям Уолмсли покинул компанию, но страсть к автомобилям сохранил на все жизнь. Правда, его бизнес уже никогда не был столь успешен, как это было со Swallow Sidecar. Автомобильные фургоны, которым посвятил остаток жизни У. Уолмсли не принесли ему ни славы, ни денег. Уильям Уолмсли скончался в 1961 году.
Отдавая должное Уильяму Лайонсу, никогда не надо забывать о его первом партнере – Уильяме Уолмсли. Без этого партнерства автомобили Jaguar никогда бы не стали тем, чем они остаются до наших дней. Яркими и противоречивыми автомобилями, которые никогда не остаются незамеченными.