Любимцем кинематографа автомобиль стал не сразу. Братья Люмьер для своего первого фильма выбрали поезд и не ошиблись.
Автомобиль в Голливуде
Маленький, громкий и дымящий автомобиль 90-годов XIX века был ничтожен в сравнении с поездом. Даже такой визионер кино, как Жорж Мельес, не обратил внимания на самобеглую коляску, предпочитая снимать кино с гигантскими паровыми машинами и пушками. Автомобиль появился в художественном кино, как полноправный актер в американском немом кино и стал звездой после окончания Первой мировой войны.
Начало производства фильмов в Голливуде (штат Калифорния), оказалось на редкость удачным. Голливуд, этот своеобразный melting pot нового жанра, где встретились француз Макс Линдер, англичанин Чарли Чаплин, типичный южанин Дэвид Уорк Гриффит, талантливый уроженец Великих равнин Бастер Китон, оказался восприимчивым новым веяниям в области передвижения.
Блистательные актрисы немого кино, без которых невозможно представить ранний Голливуд: подданные Российской и Британской империи Пола Негри, Алла Назимова и Мэри Пикфорд, femmes fatale европейского немого кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих, и в кадре, и за кадром, с удовольствием пользовались автомобилем.
В промежутке между двумя мировыми войнами, голливудский кинематограф, о котором в начале прошлого века эстеты из высшего общества говорили пренебрежительно, процветал. Успех кинематографа был огромен и эстетем пришлось изменить мнение о нем, причем очень быстро. Именно там, на калифорнийских холмах автомобиль стал не просто реквизитом, а настоящим актером, пусть и неодушевленным. Никакое другое техническое средство, за исключением телефонного аппарата, не смогло занять место автомобиля. Традиция жива до сих пор и следуя ей, погоня в фильмах о Джеймсе Бонде – это гонка двух разных героев на автомобилях, напичканных фантастическими техническими средствами.
Угадай модель автомобиля
Настоящий культ автомобиля в классическом кино Голливуда, начался сразу после окончания Второй мировой войны. Если главным автомобилем довоенного кино был роскошный лимузин с шофером, то после WWII его сменил принципиально другой автомобиль.
Блистательный Jaguar XK120 и его alter ego других марок. Послевоенное детище Уильяма Лайонса стало знаменитым, благодаря Кларку Гейблу (первый владелец в США) и фильму «Последний раз, когда я видел Париж». Тщательно задокументированное прибытие родстера XK120 в резиденцию Кларка Гейбла и фильм, где неожиданно разбогатевшие герои, приобретают такой же автомобиль, символизирующий успех и неординарность владельцев.
Последователи, а говоря начистоту, подражатели, произвели изрядное количество автомобилей, во внешнем виде которых заметны характерные черты Jaguar XK120. Среди копий легенды бренда, особого упоминания достоин один единственный автомобиль.
Sunbeam Alpine Mk1 1953 года, достоин упоминания и потому, что стал героем фильма Альфреда Хичкока «Поймать вора». А еще потому, что в некоторые моменты фильма его невозможно отличить от Jaguar XK120. Мастерство оператора двенадцати фильмов Хичкока Роберта Беркса достойно похвалы и восхищения.
Снять важнейшую сцену фильма, а именно: поездку на автомобиле главных героев Джона Роби (Кэри Грант) и Френсис Стивенс (Грейс Келли) так, что даже знатоки автомобильных марок не могут сразу определить марку – дорогого стоит.
Разгадывая шараду, мастерски исполненную дуэтом Хичкок и Беркс, сначала думаешь, что в «Поймать вора» снимали удивительный и на редкость симпатичный Talbot Lago T26, выпущенный в 1947 году.
Следующий автомобиль, приходящий на ум, конечно, Jaguar XK120 и даже гоночные Ferrari Berlinetta или Monza образца 1953 года.
Просматривая в сотый раз сцену романтической поездки героев Кэри Гранта и Грейс Келли и призывая на помощь великий Гуглу, наконец-то разгадываешь шараду. Опасные горные дороги Лазурного берега покоряет неплохой, но в общем-то заурядный родстер начала 50-годов XX века.
Sunbeam Alpina Mk1, происходивший от Talbot Lago T26, унаследовавший его кузов и позаимствовавший обводы крыльев у XK120, все равно стал одним из главных действующих лиц в картине Хичкока.
Через 30 лет, Грейс Келли, ставшая принцессой Монако, погибла в аварии на том, месте, где снимали любовную сцену в «Поймать вора».
Автомобиль из фильма уцелел, судьба была к нему более благосклонна, чем к той, кто управляла им.
Благодаря этому автомобилю мы до сих помним о любимой актрисе выдающегося режиссера, ставшей принцессой – Грейс Келли.
Бонус-трек. Официальный трейлер «Поймать вора» с любовной сценой. В ролях Sunbeam Alpina, Грей Келли, Кэри Грант и другие.