Итак, заводская команда компании Jaguar Cars создана, начинается подготовка и участие в соревнованиях разного уровня.
Гонки в Реймсе (Франция) и Сильверстоуне (Англия), ралли в Уэльсе и на острове Джерси (Великобритания), но важнейшая для заводской команды цель – победа в 24 часа Ле Ман.
Начало истории гоночной команды “Jaguar Cars Ltd” (первая часть) в статье – Заводская гоночная команда Jaguar Cars.
Содержание:
Возрождение Европы
В 50-годы прошлого века после бойни Второй мировой Европа понемногу возрождалась. Франция искореняла коллаборационизм, Великобритания шаг за шагом отменяла нормирование всего и вся, Германия, особенно ее западная часть отстраивалась заново и восстанавливала производство.
Люди хотели забыть о несчастьях, жаждали развлечений и зрелищ. Европа, как это уже происходило после Первой мировой войны, кинулась в омут развлечений. Кроме танцев и вечеринок, европейцы и островитяне пристрастились к автомобильным и велосипедным гонкам. Заинтересовались возобновленными олимпиадами и чемпионатом мира по футболу. Азартно посещали кинотеатры и даже театры, всевозможные фестивали. Телевидение, превратившееся из забавы избранных в средство массовой информации и коммуникации, поставляло развлечения и сплетни на дом.
Гонка в Ле Ман – официальное название 24 Часа Ле Ман, была престижной европейской автомобильной гонкой. Победа в Ле Ман – самой желанной среди гонщиков независимо от возраста и гражданства. Слава 24 Hours of Le Mans началась в «ревущие двадцатые» и многим обязана знаменитой гоночной команде Bentley Motors и ее главному действующему лицу Вульфу Барнато.
Реклама, маркетинг и гоночная команда
Маркетинговые стратегии автомобильных компаний того времени включали обязательный раздел под названием: «Победа в гонке 24 Часа Ле Ман». Гонка начиналась в субботу и заканчивалась в воскресенье, победитель приобретал невероятное преимущество. Фраза: «Выиграй гонку в воскресенье и в понедельник на твои машины будет сногсшибательный спрос», – была не игрой слов или красивой фразой. Так было на самом деле.
Новость о победе в 24 Hours of Le Mans была эффективнее рекламы, что размещали автопроизводители в глянцевых журналах, ежедневных газетах, на рекламных щитах европейских столиц и обочинах дорог. Победа в Ле Ман значила так много, что ради нее ставили на карту все и рисковали всем, особенно, деньгами. Затраты на содержание гоночной команды окупались победой и увеличением продаж автомобилей.
Jaguar Cars по масштабу производства, финансовым и техническим возможностям была скромной компанией с большими амбициями. Автомобили Jaguar, особенно на модель XK120, пользовались большим спросом, продажи росли, а вместе с ними прибыль компании. Но масштабы, объем производства и продаж Jaguar Cars в 50-годы можно смело назвать средними.
В особенности по сравнению с Mercedes начала и середины прошлого века. Несмотря на то, что бомбардировки союзников почти полностью разрушили заводы Mercedes в Штутгарте и Зиндельфингене, к началу 50-годов производство на этих заводах восстановили. Продажи автомобилей компании быстро росли, стремительно увеличивался спрос на роскошные лимузины Mercedes в Америке.
Идеи, если они яркие и дельные, витают в воздухе и приходят в голову разным людям. Живущим по соседству или на другом конце земного шара. Не удивительно, что честолюбивые владельцы Mercedes, так же, как и Уильям Лайонс, решили создать гоночный автомобиль и команду для участия в гонках Le Mans.
К услугам Mercedes была вся королевская конница и вся королевская рать: лучшие инженеры, собственное конструкторское бюро, достаточные финансовые ресурсы, возможность нанять лучших гонщиков.
У Jaguar не было ничего, кроме харизмы Уильяма Лайонса. А еще инженерного гения Уильяма Хайенса и дизайнерского таланта Малколма Сайера, азарта молодых гонщиков и преданности рядовых механиков команды. Да, этого бывает достаточно, чтобы создать звезду, но не хватает для того, чтобы удержать ее в своих руках.
Время, место и формат рекламы
На что рассчитывал Лайонс, создавая заводскую команду? Что двигало этим удивительным, беспокойным человеком? Зачем было рисковать налаженным производством, сокращая ограниченные ресурсы компании?
Все дело в характере Уильяма Лайонса. Скупой, упрямый, тонко чувствующий стиль эпохи в целом, сэр Уильям считался с мнением только одного человека – самого себя. Ему было тяжело соглашаться с решениями других. Даже в тех сферах, где его мнение не могло быть единственным и, так или иначе, приходилось считаться с партнерами. Одной из таких сфер была реклама.
Реклама дорогое удовольствие. Заказчик, уплатив изрядную сумму рекламному агентству, не имеет возможности распоряжаться ею так, как ему хочется. Всегда есть ограничения. Формат, объем, место и сроки размещения рекламы. Для человека с таким характером, как у Лайонса, ситуация, когда невозможно безоговорочно влиять на любое решение, тем более о распоряжении собственными деньгами противоестественна. Он и соглашался с ограничениями, и в то же время жаждал найти рекламный формат, где решение как распорядиться деньгами зависит только от него.
В середине XX века таким форматом была собственная гоночная команда. Сколько, когда и на что потратить. На каких условиях заключать контракты с рекламодателями, гонщиками, инженерами, конструкторами и дизайнером. И всем этим распоряжался владелец команды и только он. Это была вотчина Уильяма Лайонса, но именно заводской команде мы обязаны появлением самых важных автомобилей в истории Jaguar Cars
Самые важные автомобили Jaguar
Авторитарный и прижимистый Лайонс создал команду, одержавшую две безупречно славные победы на 24 Часа Ле Ман в 1951 и 1953 годах на знаменитых Jaguar C-Type. Третья победа в 1955 году, омраченная событием, известным всему автомобильному миру, как Le Mans Disaster или Катастрофа в Ле Ман, стала последней для заводской команды Jaguar Cars.
Как после того страшного события изменились судьбы гонщиков и компании? Об этом в следующей статье о заводской команде.