Yandex Metrika
Спорткар Jaguar F-Ttype
Истории и личности Jaguar

Безопасность и будущее спорткаров Jaguar, Aston Martin и других

Главное слово и основная забота тех, кто сегодня производит автомобили – безопасность.

 

Волшебное слово – безопасность

Безопасность автомобиля и того, кто им управляет. Безопасность тех, кто предпочитает быть пешеходом или по какой-то иной причине не садится за руль.
Но еще в середине 50-годов XX века о ней почти никто не задумывался. Даже гонщики имели весьма призрачную защиту и если с ними что-то случалось на гонке, то исходов было два. Выживание после катастрофы или мгновенная смерть на гоночной трассе, в очень редких случаях в госпитале на операционном столе.

Катастрофа, случившаяся 11 июня 1955 года на гоночной трассе в Ле Манн, стала той самой последней каплей, переполнившей бокал или соломиной, переломившей хребет верблюду, после которой о безопасности заговорили всерьез.

Гибель 84 человек, в основном зрителей и едва ли не циничный триумф победителя Майка Хауторна, о котором вспоминают именно в связи с Le Mans Disaster, странным образом подтолкнула всех, кто так или иначе был связан с организацией гонок подумать о безопасности.

Jaguar D-Type Майка Хауторна
Jaguar D-Type Майка Хауторна, Ле Ман 1955 год

В первую очередь это коснулось зрителей, присутствующих на автомобильных треках: трибуны были отодвинуты дальше от гоночной трассы. Затем последовал запрет наблюдать за гонкой, находясь на произвольно выбранном для этого месте трассы.

Позаботились и о гонщиках, но это касалось ужесточения требований к уже имеющимся средствам пассивной безопасности: шлемам и ремням. Зрелищность автомобильных гонок все еще оставалась для организаторов главным элементом, а обо всем остальном они не задумывались.

 

Поле битвы – жизнь человека

Всерьез безопасностью после катастрофы в Ле Ман занялся гонщик команды Mercedes-Benz Джон Фитч. Ему мы обязаны изобретением и применением барьеров безопасности на автомобильных дорогах и гоночных трассах. Он же долго и упорно трудился над созданием безопасного автомобиля, названного им Phoenix – Феникс.

Следующим гонщиком, основательно занявшимся безопасностью на гонках и особенно безопасностью гонщиков, стал сэр Джон Янг Стюарт – рыцарь безопасности Формулы 1. Целеустремленный, как все талантливые люди, упрямый и настойчивый, как положено настоящему шотландцу, сэр Джон добивался обязательного использования гонщиками специально сконструированных шлемов и ремней безопасности. Что думали о его настойчивой борьбе за безопасность боссы гоночной команды Jaguar неизвестно, но без Джеки Стюарта возрожденная Jaguar Racing вряд ли добилась бы даже очень скромного успеха.

Джеки Стюарт и гоночный Ford
Джеки Стюарт

Битва за безопасность была трудной и выиграть ее стоило очень большого труда. Джона Фитча считали опасным чудаком, а созданный им автомобиль причудой богача. Сэр Джон раздражал владельцев гоночных трасс и команд, своей настойчивостью и публичными заявлениями о необходимости мер безопасности. Только гибель Айртона Сенны на трассе Formula-1 в Имоле в 1994 году, вынудила принять меры для безопасности гонщиков.

Параллельно шел процесс, выражаясь бюрократическим языком, «обеспечения безопасности на скоростных дорогах». Началось с того, что стали ограничивать скорость передвижения, устанавливали барьеры безопасности, аналогичные тем, что разработал John Fitch. В конце 50-х ремни безопасности стали обязательными для автомобилей в Швейцарии, а в 1960 году автопроизводителей Франции обязали устанавливать их на передние сидения автомобилей. Даже в СССР в 1970 году ремни безопасности стали обязательным атрибутом легковых автомобилей.

 

Триумф безопасности

С началом XXI века безопасность стала главным требованием и даже смыслом жизни в большинстве стран. Ремни безопасности стали устанавливать уже на всех автомобильных креслах, а подушки безопасности мгновенно стали такой же привычной опцией автомобиля, как руль или коробка передач.

Автомобильные дороги, построенных из лучших материалов, оснащенные самыми современными средствами безопасности и видео-контроля, превратились в более или менее безопасное место для автомобилистов.

Aston Martin DB5 и Шон Коннерии
Aston Martin и Шонн Коннери

Требования безопасности, увеличение значения и цены человеческой жизни на дороге, привели к неожиданному для многих результату. Продажи спортивных автомобилей сократились драматически. Даже спорткары Jaguar и Aston Martin пострадали от безопасности, хотя и дольше других удержались на плаву.
Но победившая идея безопасности – самый убедительный аргумент отказа от покупки автомобиля за $200 000. Как пользоваться таким автомобилем, если скорость на обычных автодорогах ограничена, а любое ее превышение будет зафиксировано видеокамерами.

Демонстрация роскоши и богатства, как аргумент для покупки спортивного автомобиля вышла из моды. Удивительным образом, но дорогущий спорткар можно демонстрировать несколько раз в год, что доступно только очень ограниченному количеству даже очень состоятельных людей.

Jaguar F-Type кабриолет

Вот так, борьба за безопасность, начатая выдающимися гонщиками, стала причиной едва ли не полного исчезновения из нашей жизни спортивного автомобиля. Знаменитый рев двигателя любого из спорткаров Jaguar мы слышим все реже, а сами эти автомобили стали редкими гостями на городских улицах.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 4.50 из 5)

Leave a Reply