Yandex Metrika
Jaguar Cosworth гоночный автомобиль
Истории и личности Jaguar

Джеки Стюарт – рыцарь безопасности Formula 1

Типичный шотландец – кто он? Рослый, медлительный мужчина в тяжелых башмаках, гамашах и килте, целый день играющий на волынке. Но достоверен ли портрет?

 

Шотландец в Британии

В этом описании шотландца мужского пола все правда, до последнего слова. Если не считать того, что бывают и другие шотландцы.
Знаменитые на весь мир, энергичные, властные, с изумительным, присущим только им чувством юмора.

В XVI веке Англией правили короли из шотландской династии Стюартов. Кристофер Рэн, архитектор и строитель собора св. Павла в Лондоне. Сэр Вальтер Скотт автор «Айвенго», драматург Джеймс Барри и прототип Шерлока Холмса доктор медицины, профессор Джозеф Белл. Шотландцев, ставших красой и гордостью Соединенного Королевства, немало и сейчас.

Jackie Stewart в Jaguar
Автограф от Джеки Стюарта

Джон (Джеки) Янг Стюарт один из таких шотландцев. Гонщик Формулы 1, спортивный комментатор, общественный деятель, почетный доктор знаменитого шотландского университета Сент-Эндрюс, рыцарь Ордена Британской Империи и просто яркая личность. Родился 11 июня 1939 года в преуспевающей семье торговца автомобилями в небольшом городке Милтон в 30 км от Глазго, главного делового центра Шотландии. Отец, большой любитель мотоциклов, с успехом торговал автомобилями, сначала Остинами, а затем и Ягуарами. Старший брат Джимми, был гонщиком и в 1953 году выступал за знаменитую шотландскую команду Ecurie Ecosse на Jaguar D-Type.

Джеки Стюарт и Ecurie Ecosse
Ecurie Ecosse – автомобиль Д. Стюарта

Есть две версии, объясняющие почему Джеки Стюарт занялся автоспортом. Первая – влияние старшего брат Джимми, известного в свое время гонщика, страстно преданного своему увлечению. Это возвышенная и не лишенная романтики версия, вплоть до недавнего времени была основной.

Вторая, не отрицая целиком первую, объясняет увлечение Д. Стюарта автоспортом тем, что он не получил типичного британского систематического образования: средняя школа, колледж, университет. Дислексия Джеки стала причиной того, что учиться в школе ему было неимоверно трудно. Потому что в те времена никто из преподавателей, воспитателей и даже врачей, толком не знал, как с этим справляться. Традиционно таким ученикам выносили жестокий приговор, отказывающий им в способности думать.

Мало кому в то время приходило в голову, что без умения декламировать стихи из Библии, писать красивые эссе о короле Артуре и тому подобное, можно обойтись. Что есть много занятий, где всего этого не требуется и там можно преуспеть. Например, как это сделал Джеки, заняться стендовой стрельбой, стать чемпионом и членом олимпийской команды Великобритании на олимпийских играх 1960 года в Риме.

 

Летучий Шотландец

Можно предположить, что скромный успех на олимпиаде в Риме, способствовал тому, что в 1961 году Джеки Стюарт впервые появился на старейшей гоночной трассе Англии – Оултон-парк. С этого года началась его успешная во всех отношениях карьера гонщика.

Трехкратный победитель гонок Formula 1 в 1969, 1971 и 1973 годах, он уходит из гонок и посвящает себя другой работе. Решение прекратить более чем успешную гоночную карьеру, Стюарт принял после гибели друга и товарища по команде Франсуа Севера. Франсуа погиб во время квалификационных гонок на трассе Уоткинс-Гленн (США), не вписавшись в опасный поворот.

Джеки Стюарт и гоночный Ford
Джеки Стюарт

Для большей части команд и даже гонщиков, в смерти Ф. Севера не стала особенной, из ряда вон выходящей. Как бы страшно это не звучало, но в начале и середине 70-годов, аварии на знаменитых гоночных трассах и гибель гонщиков, случались часто. Несмотря на то, что после катастрофы, в Ле Мане в 1955 году, для безопасности зрителей приняли кое-какие меры безопасности, надежно отделив трибуны от гоночной трассы, принципиальных изменений на самих трассах не произошло. Владельцы трасс не желали признавать своей ответственности за аварии и ограничивались (в случае катастрофы или смерти), да и то не часто, выплатой страховых денег команде или семье гонщика. Цена победы, как и в Le Mans 1955 года, для гонщика оставалась чрезмерной.

Jackie Stewart в Испании, 2009 год
Джеки Стюарт, Испания 2009 год

Сэр Джон Янг Стюарт решил, что нужны перемены и с присущей ему энергией и пониманием того, как объединить и заинтересовать гонщиков, принялся за дело. Начиная с 1973 года, вместо его знаменитого шлема с полосой Royal Stewart Tartan (Королевский тартан Стюартов), на гоночных трассах все заметнее были его клетчатые кепки.

Jackie Stewart шлем
Королевский тартан на шлеме Д. Стюарта

Летучий шотландец был непреклонен во всем, что касалось безопасности гонщиков, но что важнее всего – он сумел убедить в это и самих гонщиков. Он доказал, что жизнь гонщика важнее зрелищности, безопасности и ожидаемой прибыли. Сэр Джон, в одно мгновение превратившийся из любимца боссов Формулы 1 чуть ли не в персону non-grata, все же не отступил.

В июне 2019 года Джеки Стюарту – Летучему Шотландцу исполнилось 80 лет. И у него по-прежнему хватает энергии заниматься тем, что он считает важным и нужным. Помощь тем, чьи родственники страдают от деменции, теперь поглощает все свободное время сэра Дона Янга Стюарта.
Но это другая история.

P.S. Интересно, что дислексия не мешает Джеки Стюарту давать блестящие интервью, например, об Уильяме Лайонсе.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply