Yandex Metrika
Le Mans 1955 года - о гонках и цене победы
Истории и личности Jaguar

Le Mans 1955 года – о гонках и цене победы

После окончания Второй мировой войны, Уильям Лайонс (William Lyons) единоличный, харизматичный и амбициозный владелец компании Jaguar Cars, увлекся гонками.

Тогда, как, впрочем, и сейчас, самой престижной гонкой считался 24-часовой марафон в #LeMans. Успех, а тем более победа в этой гонке – это лучшая реклама для серийного автомобиля любой марки. Реклама, как ни банально это прозвучит, инструмент для увеличения прибыли и двигатель торговли. Сэр Уильям, прекрасно разбиравшийся и в том, что нужно покупателю, и еще лучше в том, как убедить покупателя истратить немалые деньги на покупку автомобиля Jaguar, принял важные решения. В октябре 1950 года создается заводская спортивная команда Jaguar во главе с Франком Ингландом, прозванным за свой рост Lofty England (Долговязый Ингланд), а в 1951 году сотрудником Jaguar Cars стал Малколм Сайер. Пилотом команды в те годы был молодой и подающий надежды гонщик Стирлинг Мосс.

Долговязый Ингланд и Уильям Лайонс
Долговязый Ингланд и Уильям Лайонс

Несмотря на то, что подготовка к первой официальной гонке в Le Mans велась в лихорадочном темпе, практически в режиме аврала, гоночный автомобиль Jaguar C-Type обзавелся рядом новшеств. Это были – реечное рулевое управление, шасси из стальных трубок, дисковые тормоза и облегченный алюминиевый кузов. Из трех заявленных автомобилей Jaguar C-Type два сошли с дистанции, а третий, пилотируемый Питером Уокером и Питером Уайтхедом финишировал первым. Эти победа, а также победы в гонках 1953 года, укрепили престиж марки Jaguar и донельзя увеличили амбиции сэра Уильяма.

Спортивный сезон 1955 года заводская команда Jaguar встретила с новым гоночным автомобилем – Jaguar D-Type. Этот автомобиль, в отличие от предшественника C-Type, почти не имел ничего общего с серийными автомобилями компании Jaguar Cars. От серийного автомобиля остался только двигатель XK, но его мощность была доведена до 250 л.с. На этом сходство заканчивалось и начинались отличия. Вместо трубчатого шасси для Jaguar D-Type разработали несущий кузов типа «монокок» из алюминиевого сплава. Колесная база была уменьшена, а колеса, также, как и кузов, изготовили из алюминиевого сплава. Все эти решения не просто сделали Jaguar D-Type легче конкурентов, но и ознаменовали закат эры гоночных автомобилей на рамных шасси.

Красавец D-Type с выразительным кузовом и стабилизатором в виде хвостового плавника, стал визитной карточкой стиля Малколма Сайера. Единственной задачей Jaguar D-Type была победа в 24-часовой гонке в Le Mans, на это был нацелен Уильям Лайонс и гоночный сезон 1955 года должен был стать триумфом и автомобиля, и его создателей, но главное – компании производящей Jaguar.

Творение Малколма Сайера — Jaguar D-Type
Творение Малколма Сайера — Jaguar D-Type

 Но в тот год в Le Mans все пошло не так, как рассчитывал У. Лайонс, его команда и другие участники этой гонки. Часто, очень часто, жизнь и планы даже самых выдающихся людей и событий, перечеркиваются этим самым «но». Jaguar D-Type с Майком Хауторном и Айвори Буэбом, одержал победу, но победа была омрачена тяжелейшей катастрофой. В этой катастрофе погиб выдающийся гонщик Пьер Левег и 83 зрителя, пришедших в тот день отдохнуть и насладиться увлекательным зрелищем. Вот как описывает происшедшее Бобб Бетт, долгие годы возглавлявший рекламное агентство, сотрудничавшее с  Jaguar Cars Ltd.

Самая жуткая катастрофа случилась на Le Mans в 1955 году. Я был на той гонке. Майк Хауторн и Фанхио вели борьбу на огромной скорости, они шли «ноздря в ноздрю». Я был у боксов, когда все произошло. Поначалу мы даже не могли точно оценить, насколько тяжелыми будут последствия. «Долговязый» командовал в боксах. Майк был очень расстроен. Он не хотел больше ехать. Но «Долговязый» настаивал «Майк ты выедешь снова».

В два часа утра команда  Mercedes , чья машина лидировала на тот момент, сообщила, что снимается с гонки. Jaguar затем одержал победу, которую некоторые называли «неуместной» и это было в некоторой степени справедливо. Но я не хочу сказать, что Jaguar не выиграл бы эту гонку, не случись той аварии.

До трагедии мы все были согласны, что нам в любом случае – кто бы ни выиграл соревнования имеет смысл разрекламировать наше участие в Le Mans. Однако, увидев заголовок в The Daily Express «Катастрофа в Ле-Мане», я переменил свое мнение. На следующее утро я был в офисе очень рано. Билл Лайонс назначил мне встречу и стал расспрашивать, что я думаю по поводу нашей информационной политики. Я сказал ему, что изменил свое мнение о необходимости рекламы, поскольку, по мнению многих, большая часть вины лежит на Jaguar, пилот которого так отчаянно боролся с Фанхио. Я сказал, что считаю необходимым снять всю заявленную рекламу, на что он ответил, что все обдумает и позвонит мне через час. Через час он мне позвонил и спросил меня, остаюсь ли я при своем мнении. Я ответил, что убежден в необходимости снять рекламу и что этот шаг с пониманием воспримут во всех изданиях. Лайонс сказал: «Добро». Думаю, что это было самым правильным решением, которое я принял за всю свою карьеру.

Le Mans, июнь 1955 года - Майк Хауторн
Le Mans, июнь 1955 года. Майк Хауторн принимает поздравления

Трагическая история 24-часовых гонок в Ле-Манн в 1955 году, стала одной из причин ухода Jagaur Cars из автомобильного спорта. Заводская команда компании была преобразована в испытательное подразделение, а недостроенные экземпляры Jaguar D-Type были переделаны в Jaguar XKSS (XK Super Sport). Jaguar XKSS был приспособлен для дорожных условий: появилось второе сиденье, бампер, лобовое и боковое стекла в рамке, складной верх, полка для крепления багажа etc. Компания Jaguar Cars планировала выпустить 100 экстравагантных и дорогих автомобилей модели Jaguar XKSS. Но, опять мы сталкиваемся с этим «но», через три недели после анонса выпуска Jaguar XKSS, на заводе Jaguar Cars случился пожар, уничтоживший почти все заготовки для XKSS.

Стив Маккуин, актер и гонщик
Стив Маккуин, актер и гонщик – самый известный владелец Jaguar XKSS

Победы заводской команды Jaguar можно оценивать по-разному. Они увеличивали продажи автомобилей марки Jaguar, особенно, в Америке, где появился официальный импортер компании, названный Jaguar Cars North America Corp. В трагичном для Le Mans и большинства его участников, 1955 году, прибыль Jaguar Cars после вычета налогов превысила £250 тысяч. Звезда компании Jaguar сияла как никогда. Опросы читателей, проведенные в 1956 году журналами Road&Track и Popular Mechanics, для выяснения самой популярной марки спортивного автомобиля. Первое место занял автомобиль Jaguar, второе – Porsche и третье MG. Впереди были фантастический успех Jaguar E-Type. Но все же, все же, путь с вершины, на которой оказалась компания Jaguar Cars в 50-е и начале 60-х годов, ведет только вниз.

Цена победы часто бывает чрезмерной, непосильной для победителя, каким бы сильным в час победы они ни казался.

Jaguar LeMans


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply