По традиции взгляд в будущее должен быть оптимистичным и позитивным. В этом случае допустимы оговорки и туманные намеки, но не больше.
К сожалению, случай с прогнозом будущего автомобильной промышленности Туманного Альбиона, не вписывается в принятые схемы. Brexit и сопутствующая ему неопределенность, перспективы рецессии и серьезного политического кризиса, добавляют в прогноз мрачности и трагизма.
Немного о грустном
Такого масштабного и серьезного влияния политики и политиков на британский автопром не было с середины 60-годов XX века. Напомню, что в свингующие 60-е лейбористское правительство Великобритании, фактически поощряло создание крупных национальных монополий в разных отраслях промышленности. Одной из самых известных монополий того периода, была British Leyland Motor Corporation, прибравшая к рукам почти всех независимых производителей Соединенного Королевства.
Бренды Jaguar, Austin, Triumph, Mini, Morris, Rover и Land Rover, перешли под контроль British Leyland и через несколько лет эксперты автомобильной промышленности и не только в Великобритании, заговорили о серьезном кризисе. Руководство компании British Leyland, поощряемое лейбористским правительством, принимало решения, зачастую противоречившие интересам потребителя. Качество автомобилей резко ухудшилось, обновление модельного ряда стало хаотичным, технические и технологические новинки не попадали в поле зрения руководства British Leyland.
К середине 70-х ситуация в британском автопроме стала настолько катастрофической, что изрядная часть экспертов и фанатов брендов, готовилась к худшему. После национализации и последующей приватизации компании, ситуация улучшилась, хотя некоторые известные и популярные британские автомобильные бренды исчезли. И если бы не усилия сэра Джона Игана, то прославленный бренд Jaguar, мог кануть в Лету.
Потрясающая дальновидность сэра Джона и умение вести переговоры спасли Jaguar Cars от забвения.
Политика лейбористов привела к серьезным потерям британского автопрома, но он выжил и к началу XXI века неплохо себя чувствовал.
Кое-что о важном
Когда в 2015 году премьер-министр правительства консерваторов, внес в парламент законопроект о давно обещанном референдуме о выходе из Евросоюза, горизонт автопрома Соединенного Королевства был как никогда чист и высок.
Росли продажи люксовых брендов Aston Martin и Rolls Royce, Ford Motor и BMW расширяли производство в Англии, тоже самое делали и японские бренды. Ожидания британского автопрома от китайского рынка превзошли все ожидания, а открытие автозавода в Поднебесной становилось чуть ли не признаком благополучия.
Стратегия Jaguar на рост производства автомобилей бренда казалась безошибочной. Бренд Ягуар из эксклюзивной категории плавно перетек в другую. Оставаясь редким автомобилем, владеть которым по-прежнему считалось престижным, Jaguar стал теряться среди других марок, но легенда бренда все же не позволила ему окончательно слиться с Mercedes и тем более BMW.
Бренд по-прежнему ярок и заметен, но испытывает серьезные проблемы с продажами, сокращающимися в последние два года. История с Brexit усилила эту тенденцию, а кризис в Китае стал настолько серьезной проблемой, что в квартальных отчетах компании JLR ему отводится по крайней мере одна страница.
Однако превзойти Brexit по негативному влиянию на автомобильную промышленность Великобритании вряд ли удастся даже китайским проблемам. Разрушительная деятельность British Leyland не идет ни в какое сравнение с нынешними усилиями консервативного правительства.
И снова Brexit
Нет сомнения в том, что именно метод и условия выхода Британии из ЕС, влияют на положение дел в автомобильной промышленности. К началу 2019 года все британские производители автомобилей подготовили планы с учетом заключения договора с ЕС, разработанного в правительстве Терезы Мэй. Сделка не получила одобрения в парламенте, планы автопроизводителей оказались бесполезными, ресурсы компания потраченными впустую. Ярые сторонники выхода из ЕС на любых условиях и без заключения сделки, одержали верх в правительстве консерваторов, Тереза Мэй подала в отставку и премьером стал Борис Джонсон.
Популист в худшем значении этого слова, ради красного словца и эффектного поступка, готовый пожертвовать не только избирателями, но и теми, кто обеспечивает его избирателей работой, Б. Джонсон фактически добил британский автопром.
Даже Маййк Хос прежде сдержанный и по-британски осторожный в высказываниях Исполнительный директор английского Общества производителей и продавцов автомобилей, в начале сентября в интервью Reuters высказался с несвойственной ему прямотой: «Выход из ЕС без сделки будет наихудшим результатом для автомобильной промышленности». Цена Brexit для любого производителя чрезвычайно велика, а бездоговорный Brexit чреват катастрофой.
Автомобильный сектор, крупнейший экспортер и работодатель Соединенного Королевства, больше других пострадает от резкого выхода из Евросоюза. Тарифы на комплектующие, потому что не все производится в Великобритании, задержки, которые будет возникать на границе, повлияют на жизнеспособность многих заводов. Новая бюрократия, в лице армии таможенных чиновников, на найм которых правительство Джонсона уже выделило деньги, вряд ли упростит жизнь экспортерам автомобилей.
Новоиспеченный премьер призывает компании «активизировать усилия по подготовке к выходу из ЕС без договора», но ресурсы автопрома не бесконечны. Вряд ли даже таким компаниям как Aston Martin и Jaguar Land Rover удастся подготовиться к смягчению удара, подобном тому как они уже делали это весной 2019 года.
Цена еще одной остановки производства может оказаться непомерной и гораздо проще будет постепенно налаживать производство на континенте. Например, у Ягуар Ленд Ровер есть прекрасный плацдарм для этого – завод в Словакии, где найдется место не только для производства знакового Defender.
Будущее – есть ли оно у Jaguar и других британских автопроизводителей? Однозначного или положительного ответа на этот вопрос пока нет. Остается ждать и надеяться!