Два события в конце января изменили Британию и ее автопром – это отставка Ральфа Шпета и формальный выход Британии из ЕС. Простое совпадение, но заслуживающее нашего внимания.
Уйти по-английски
29 января стало известно, что в сентябре 2020 года доктор Р. Шпет больше не будет CEO Jaguar Land Rover, хотя и остается в правлении Tata Motors. Яркий и убедительный противник Brexit больше не будет тревожить его адептов неудобными вопросами, как он делал это еще пару лет назад.
Летом, а точнее в начале июля 2018 года на встрече с правительством консерваторов, возглавляемым тогда Терезой Мей, генеральный директор крупнейшего производителя автомобилей Британии и его коллеги, попытались убедить сторонников выхода из ЕС без договора не делать этого. К сожалению, получилось так, что победили сторонники non-deal Brexit, премьер-министром стал Борис Джонсон, добившийся одобрения своей авантюры.
Для автомобильной промышленности Британии и без того находившейся в сложном положении, наступили «темные» времена. Непрекращающееся второй год падение продаж, создание запасов комплектующих, минимизация текущих затрат, поиск инвестиций для создания новых моделей, реструктуризация производства etc. Летом 2018 года руководители JLR – крупнейшего производителя автомобилей Великобритании сделали выбор. Доктор Шпет и его команда погрузились в решение текущих проблем (продажи, сокращение издержек) и создание будущего компании. Кризис и Brexit, дерзость и расчет помогли решить важные для Jaguar проблемы, рискованные перемены во многом оправдались.
Сэр Ральф уходит по-английски не прощаясь, потому что остается с нами.
Звездный час звездного мальчика
Февраль 2020 года начался с того, что Борис Джонсон переживает свой звездный час. Британцы, голосовавшие за выход из ЕС, торжествуют, противники Brexit злорадствуют. Что до всех остальных, то они готовятся. К переговорам о свободной торговле и создают запасы, подают заявления на получение гражданства одной из стран Евросоюза. Есть и те, кто получил такой паспорт, укладывает чемоданы и выезжает из Британии куда подальше.
Правительство консерваторов добилось от парламента и королевы одобрения выхода Великобритании из ЕС без какого-либо договора. Голоса разума утонули во всенародном ликовании, что обычно приводит к тяжелому похмелью ликовавших.
Изучая и наблюдая за тем, как развиваются события вокруг выхода Британии из Евросоюза, не перестаешь удивляться. Больше всего удивляет желание верхушки консерваторов, уйти из Евросоюза любой ценой, не считаясь с издержками и последствиями такого решения. Борис Джонсон и его соратники принимают во внимание только собственные интересы, манипулируя теми, кто верит в то, что самостоятельная Британия станет лучше и добьется больше, чем сейчас.
Поражает и легкость, с которой премьер-победитель, рассуждает о новом договоре с ЕС, который он хочет заключить к концу 2020 года. То, как он говорит об этом изумляет и смахивает на манипуляцию общественным мнением британцев. Особенно тех, кто уверен в сделанном выборе и надеется на лучшую жизнь.
Встречи и переговоры Б. Джонсона с теперь уже бывшими коллегами из Франции и Германии чем дальше, тем больше напоминают безумное чаепитие. А сам триумфатор стал похож на кинозлодеев Бондианы вместе взятых, правда без обаяния или ума, присущих отрицательным персонажам. Новый договор о торговле с Европейским Союзом в устах британского премьера, предстает чем-то вроде эссе по теме «Как одурачить ЕС за 11 месяцев».
Когда Амели де Моншалин государственный секретарь Франции по европейским делам, с сомнением говорит, что «за 11 месяцев невозможно разработать и заключить новую торговую сделку», то Борис Джонсон просто отмахивается от ее слов. Михаэль Рот министр по делам Европы немецкого правительства вместо ответа на вопрос о гарантиях со стороны Великобритании, получает намеки на зависимость немецкой промышленности от экспорта в Соединенное Королевство.
Видимость и реальность
Борис Джонсон, как никакой другой премьер до него, умеет создать впечатление благополучия и превосходства Британии над Евросоюзом, Китаем и даже США. Небольшая манипуляция данными и вот уже появляются статьи о зависимости автомобильной промышленности Германии от экспорта в Англию. Поразительно, но несмотря на всего его старания быть похожим на героев эпических хроник Шекспира, Б.Джонсон все больше становится похож на несчастного одураченного Мальволио из шекспировской же комедии “Двенадцатая ночь”.
Действительно, Великобритания крупнейший в Европе покупатель немецких автомобилей – 20% от общего объема экспорта автомобилей, исключая США и Китай. Но верно и то, что Британия импортирует в ЕС большую часть, произведенных на ее территории автомобилей. Из полутора миллионов автомобилей, выпущенных в 2018 году в Соединенном Королевстве, более 800 тысяч отправилось на континент.
Есть и другая зависимость, о которой почему-то не вспоминают. Автомобили, поставляемые с континента в Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию – это автомобили с правым рулем. Зависимость производителя в этом случае очевидна, но столь же очевидна и зависимость потребителей Соединенного Королевства от привычных марок и моделей автомобилей. Разрушить потребительские привычки легко, а вот привить новые задача трудновыполнимая.
Борис Джонсон и его министры делают вид, что ничего серьезного не происходит. Они уверены, что проблемы британского автопрома не стоят выеденного яйца и не заслуживают его внимания.