Бренд Jaguar. Оправдан ли риск в трудные времена? Зачем рискуют бизнесмены? Как минимизировать риски? Что делать, чтобы никто не был виноват?
Содержание:
Говорят, что кризис это не только потери, но и возможности. Сделать что-то иначе, начать новое дело и так далее.
Позволить такое может только большая компания, имеющая всевозможные ресурсы. Особенно, человеческие: квалифицированные рабочие, инженеры и технологи, добросовестный топ-менеджмент, дальновидные акционеры и доброжелательный собственник.
Дерзость и расчет
В середине июля 2019 года Ральф Шпет заявил, что Jaguar Land Rover инвестирует миллионы фунтов стерлингов в разработку и выпуск электромобилей. Часть прогрессивной автомобильной общественности Великобритании воодушевилась, фанаты бренда засомневались, эксперты в области автомобилестроения высказались неопределенно.
Реакция предсказуемая и объяснимая. Автомобильный бренд, испытывающий трудности со сбытом, о чем регулярно и откровенно сообщает в своих отчетах, планирует масштабное изменение производства.
- Как такое может быть?
- Зачем подвергать бренд и все, что с ним связано такой опасности?
- Кто тот безумец, что навеял брендам Ягуар и Land Rover «сон золотой»?
Пожалуй, сложнее всего ответить на третий вопрос о безумце. Формально в акционерном обществе все решает Правление компании или другой управляющий орган. Компании JLR, равно как и Tata Motors, владеющая ее контрольным пакетом, являются акционерными обществами. В обеих есть Правление (Board), состоящее из нескольких человек, принимающих решения, исполняют которые Советы директоров. Отметим, что в Правление Tata Motors входит Ralf Speth (Ральф Шпет), озвучивший упомянутые выше намерения инвестировать в реорганизацию. Но имя того, кто сказал последнее слово в принятом решении, пока что неизвестно.
Ответ на вопрос «Как такое может быть?» на первый взгляд выглядит простым.
На первом месте вариант: Нашелся достаточно безумный инвестор (см. ответ на 3 вопрос), а иначе и быть не может.
Второе место занимает вариант: А куда им деваться? Осталось только делать хорошую мину при плохой игре. Или попросту блефовать. Такой подход имеет место даже среди солидных бизнесменов, но в нашем случае блеф вряд ли возможен, потому что речь идет об акционерном обществе со сложным производством.
Третий вариант: они что-то скрывают или мы чего-то не знаем. Да несмотря на то, что Ягуар Ленд Ровер public limited company (PLC), обязанная в соответствии с британским законодательством, публично же отчитываться, такое сомнение правомерно. Во-первых, известны случаи манипуляций с отчетностью крупных предприятий (ENRON), что стало причиной нескольких скандалов. Во-вторых, подозрительность одно из главных свойств человеческой натуры и сбрасывать это со счетов не стоит.
Если речь идет о такой серьезной фирме как JLR, то ответ на вопрос «Как такое может быть?», прост и логичен. Это может быть, потому что в ситуации кризиса, успех может принести именно возможность кардинально изменить деятельность. Особенно, если основы для этого уже заложены предыдущей деятельностью Ягура Лэнд Ровер: выпуск электромобиля Jaguar I-PACE и гибридных внедорожников.
В случае с Jaguar Land Rover это так и есть. Кроме того, относительно компактный размер и реорганизованная структура управления, тоже имеют значение.
Рискованный расчет
Зачем же руководство и Tata Motors, и Jaguar Land Rover пошли на риск?
Потому что бизнес – это риск. Тот, кто не готов рискнуть вряд ли преуспеет. Кроме того, бывают ситуации, когда не остается ничего другого, как рискнуть, приняв спорное решение.
Летние сокращения персонала в автомобильной индустрии Соединенного Королевства, которых не избежала и JLR, уволив 4500 человек, подталкивали к решению собственных проблем. В подобной ситуации риск неизбежен, особенно, если есть возможность его минимизировать. Не стоит сбрасывать со счетов и Brexit без договора, что сулит большие неприятности британским автомобилестроителям.
Имея дело с одним из крупнейших работодателей Британии, и, особенно, области Мидландс, надо учитывать возможную поддержку правительства. Одно из последних решений консервативного правительства Терезы Мэй о выделении 500 млн. фунтов стерлингов компании JLR, смягчило возможные риски.
Наконец, с инженерной и технологической точки зрения, это более чем оправданный риск. Если уж что-то и менять на производстве, то ориентироваться надо не на прошлое, а на будущее. В автомобилестроении будущее за электромобилями и теми, кто сумеет извлечь выгоду из неизбежных перемен. За теми, кто сумеет не только производить надежные и качественные электромобили, но и создаст инфраструктуру для их обслуживания.
Кто рискнет довериться будущему – преуспеет!