Вероятно, новоиспеченный премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, воображает себя героем шекспировских хроник.
Мужественным и талантливым Черным принцем (The Black Prince), дерзким Ричардом III, искушенным и вероломным графом Уориком – Делателем Королей (Warwick Kingmaker). Правда, как это часто случается, воображаемое не соответствует реальности. Так случилось и на этот раз.
Излучающий радость и самодовольство Борис Джонсон, выходящий из бронированного Jaguar’a, совсем непохож ни на одного из упомянутых героев английской истории. Глядя на фотографии, слушая речи, узнавая кого он назначает министрами в новый кабинет, вспоминаешь не Черного принца или графа Уорик, а дворецкого Мальволио.
Героическая комедия
Напомню, кто такой дворецкий Мальволио.
Мальволио – герой прелестной комедии Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь», преданный слуга графини Оливии, так жаждал славы и богатства, что легко попался в ловушку. Ее для Мальволио, расставила Мария, камеристка графини, живая, остроумная и сообразительная женщина. Мария подбросила Мальволио письмо захватывающего содержания, вовлекшего дворецкого авантюру, исход которой был предрешен характерами действующих лиц.
Как и все, кто страстно увлечен одной идеей, Мальволио не замечает очевидных препятствий на своем пути к цели. Доверившись анонимному письму с призывом быть смелым и дерзким, нарядиться в желтые чулки с подвязками крест-накрест, несчастный Мальволио попался в капкан собственного тщеславия и недальновидности.
Борис Джонсон, со всей своей неуемной жаждой быть премьером и осчастливить британцев имперским величием, оказался в той же самой ловушке, что и Мальволио. Кабинет, уходящий в отставку, принял решение о выделении государственного финансирования крупнейшему автопроизводителю Великобритании – Jaguar Land Rover.
Тереза Мэй на одном из последних заседаний кабинета министров блистательно исполнила роль Марии, выбрав безупречный предлог для такого решения. Что двигало этой замечательной женщиной, с блеском выдержавшей испытания в парламенте и наскоки прессы?
Во-первых, забота о сохранении рабочих мест в Мидландс – исторической области и колыбели британской автомобильной и авиационной промышленности.
Во-вторых, поддержка производителя легендарных автомобильных брендов Jaguar и Land Rover, заявившего о стремлении к развитию, несмотря на трудные для Британии времена.
В-третьих, принимая такое решение, Т. Мэй и ее министры, изящно вышли из затруднительной ситуации, в которой оказались после многократного протестного голосования по соглашению о выходе из ЕС.
Теперь тому, кто заявил, что может сделать для Британии лучше, чем это было в правление Терезы Мэй, не остается ничего, кроме как исполнить решение ушедшего в отставку кабинета.
Желтые чулки и подвязки крест-накрест
Ловушка захлопнулась и Мальволио, то бишь Борис Джонсон, обряженный в желтые чулки с подвязками крест-накрест, пытаясь игнорировать выделение £500 млн. для компании Jaguar Land Rover, попадает в безвыходное положение.
Brexit без договора с ЕС и обещанное политиками былое величие, обязательно померкнут, если новое правительство Ее Величества во главе с Борисом Джонсоном не сможет сохранить 2500 рабочих мест на заводе JLR в Кастл Бромвич (Бирмингем).
Правительству Бориса Джонсона, не сумевшему обеспечить рабочие места на заводе в Бирмингеме, припомнят и те 4,5 тысячи уволенных сотрудников компании, что были сокращены летом 2019 года. Никто и не вспомнит, что это случилось в правление предыдущего кабинета, тем более никто не вспомнит о Терезе Мэй.
Желание понравиться избирателям, исполнить детские мечты, взобраться как можно выше по служебной лестнице, покрасоваться на первых полосах знаменитых британских газет, а теперь еще и получить лайки в соцсетях, еще аукнутся британским политикам и тем избирателям, кто наивно поверил в реальность возвращения Британской империи.
Можно ли в этой ситуации осуждать компанию Jaguar Land Rover? Например, упрекнуть в том, что она не стесняется использовать деньги налогоплательщиков для спасения. Бесспорно, так и будет и уже есть. Комментаторы в соцсетях осторожно или с возмущением, пишут об этом. Операция спасения крупнейшего производителя автомобилей Британии, попавшего в идеальный шторм, не вызывает всеобщего восторга и умиления.
Проблема в том, что если Борис Джонсон и его коллеги по кабинету, могут в любой момент уйти в отставку, без существенных материальных и моральных последствий, то для серьезного бизнеса и топ-менеджеров им управляющих, подобный выход невозможен.
Тот, кто упрекнет Jaguar или Aston Martin в том, что они воспользовались ситуацией, должен помнить следующее. Руководители обеих компаний отвечают за то, что будет с теми, кто работает у них по найму. Трудовое законодательство Соединенного Королевства защищает права наемных работников, а отвечает за это работодатель.
Расхлебывать действия политиков всегда приходится тем, кто им не поверил, кто предупреждал о последствиях решений, основанных на пустых обещаниях былого величия.
Друзьям все – врагам закон!