Все автомобильные бренды, начиная со времени их создания, переживали множество перемен. Некоторым их них, основанные на жестких убеждениях своих отцов-основателей, с трудом соглашавшихся с переменами, удалось выжить несмотря ни на что.
К несчастью, не так уж много автомобильных брендов, основанных в конце XIX или в самом начале XX веков, справились с переменами и дожили до начала XXI века. Самый яркий в этой немногочисленной компании – Jaguar, чья история полна неожиданностей, резких поворотов и кризисов.
Об истории бренда Jaguar, фантастически яркой, оригинальной, захватывающей написано много книг, занимавших не один стеллаж в традиционной библиотеке и не один гигабайт в электронной. Есть несколько событий в истории автомобилей Jaguar, благодаря которым бренд стал таким какой он есть.
Содержание:
Вторая мировая война
Первый автомобиль Jaguar SS100 – красивый двухместный родстер, выпустили в 1936 году и в канун WWII, в 1939 году пользовался успехом у ценителей быстрой езды. Он популярен до такой степени, что несколько компаний (Birchfield Motor Company, Suffolk Sportscars, Finch Motor Company), начиная с 60-х годов прошлого века, занялись выпуском реплик SS100.
Увы, но начало войны не позволило новоиспеченной компании Jaguar Cars и ее основателю Уильяму Лайонсу, развить успех и выпустить не 198 автомобилей Jaguar SS100, а намного, намного больше.
Производство автомобилей на заводе компании в Ковентри пришлось остановить и заняться тем, что требовалось Британской империи здесь и сейчас: небольших трейлеров для перевозки армейского имущества на фронте.
Кроме трейлеров No 1 Mk1, Jaguar Cars разрабатывала микроавтомобили для разведывательных (SS VA (Jeep-SS)) целей и для обычного перемещения военнослужащих любого ранга – SS VB.
Кроме этого, в цехах компании Лайонса ремонтировали бомбардировщики A.W. Whitley и Vickers Wellington и изготавливали крылья для одного из самых удачных истребителей Второй мировой войны Spitfire. В самом конце войны Jaguar Cars доверили производство фюзеляжей для реактивного истребителя Gloster Meteor III.
Jaguar XK120
Британская империя к концу WWII была ослаблена, ее промышленность обескровлена военным производством, сельское хозяйство едва-едва обеспечивало нужды собственных граждан, а еще пришлось спасать полуразрушенную Европу от голода.
Уильяму Лайонсу удалось восстановить производство автомобилей, но их производство технологически было основано на предвоенном спорткаре SS100. Однако дизайн кузова ничем не напоминал тот легкий, изящный родстер, которым так восхищались в довоенной Англии.
Автомобиль назвали Jaguar Mk IV и его тяжеловесный кузов в наши дни кажется произведением дизайнеров далекого прошлого. Но и в те времена многие считали не только кузов, но и автомобиль устаревшими.
Тем невероятнее было появление Jaguar XK120 на автосалоне в Лондоне в октябре 1948 года. Автомобиль производил сильнейшее впечатление, от посетителей, жаждавших похвастать тем, что видели это британское чудо, до американцев, пытавшихся узнать когда этот чудесный спорткар появится в Америке.
Мало кто в том далеком 1948 году знал о том, что подготовка к выпуску Jaguar XK120 начался еще до войны, а его успех был обеспечен не только новым двигателем, но и удивительной командой, собранной Уильямом Лайонсом в компании Jaguar Cars.
Благодатные пятидесятые
Война и последовавшие за ее окончанием годы жесточайшего нормирования всего, что необходимо для производства автомобилей, поставили компанию У. Лайонса в очень тяжелое положение. Jaguar Cars была почти обескровлена и в тоже самое время обрела неоценимый опыт работы в экстремальной ситуации.
Следующее 10-летие компания встретила в статусе международной и остается такой и по сей день.
Благодатные 50-е, хотя и были отмечены трагедией на гонке в Ле-Манн, но благодаря тому, что было создано в это десятилетие, были надежным мостиком к важным переменам в следующем.
Свингующие 60-е были бы невозможны без гоночной команды Jaguar, великолепных представительских Jaguar Mark 1 и Jaguar Mk VIII. Тем более без Jaguar XK140 и Jaguar XK150, успешно заменивших любимца американских поклонников спорткаров XK120.
Шестидесятые годы XX века принесли бренду очередные перемены, о которых знают не только фанаты бренда, но и простые любители классических автомобилей. Именно Jaguar стал в те годы эталоном классического автомобиля.