Канун Рождества и Нового года – это время, когда даже те, кто устойчив к рекламным роликам, постерам и другим изощренным рекламным инструментам, невольно обращают на нее внимание.
Привлекая внимание
Что-то подобное всегда происходило и с рекламой автомобилей Jaguar еще в ту пору, когда сэр Уильям Лайонс начал выпуск массового британского автомобиля Austin Seven с кузовом, разработанным в компании Swallow Sidecar. Продажа, но если быть точным искусство продажи автомобилей Лайонс и его сотрудники оттачивали, продавая именно этот автомобиль.
Элегантный сет французской косметической и парфюмерной компании Houbigant и стремительная «Ласточка» (по-английски – Swallow) на капоте Austin Seven, превосходно дополняли друг друга, увеличивая продажи.
Косметический сет привлекал новую и многочисленную группу покупателей автомобилей – женщин, а Ласточка на капоте гарантировала отличие Austin Seven с кузовом от Swallow Sidecar от таких же Остинов, выпущенных другими фирмами.
Ничуть не преуменьшая изобретательность Уильяма Лайонса, отметим, что реклама Austin Seven Swallow британского аналога Tin Lizzie (Ford T) была преимущественно «женской». Рисунки и плакаты той поры изображали подруг и современных молодых матерей семейств либо рядом с Austin Seven, либо за рулем.
Когда же Лайонс всерьез начал заниматься производством автомобилей, то для их рекламы в 1934 году он нанял известного в Британии рекламщика Билла Ренкина. Основной задачей Б. Ренкина было создание рекламы новой марки автомобилей, он же создавал и управлял PR-кампаниями сначала для Swallow Sidecar Company, а потом и для Jaguar Cars. Именно Билл Ренкин руководил рекламной кампанией первого автомобиля Jaguar или SS100.
Реклама «в движении» и Jaguar
После Второй мировой войны основными покупателями британских автомобилей были американцы и Уильям Лайонс создавал первый послевоенный спорткар в расчете на покупателей Нового Света. Расчет этот оказался верным, как и реклама Jaguar XK120, серийного автомобиля, разрушившего все старые представления о спорткарах вообще и британских в частности.
Для доказательства, что заявленная и зашифрованная в названии модели XK120 скорость в 120 миль в час, не обман или попытка заморочить голову потенциальным покупателям, Ренкин с подачи Лайонса, устроил одну из самых известных PR кампаний. Она состоялась 18 мая 1949 года в бельгийском городке Jabbeke, при участии Бельгийского королевского автомобильного клуба.
Мероприятие оказалось успешным, журналисты были впечатлены, Лайонс доволен, а Билл Ренкин наверняка задумался о том, что лучшая реклама автомобиля – это показать его в движении. Самым эффективным способом показать динамику и успехи компании, которая его производит, до сих пор остаются автомобильные гонки. В 40-е и 50-е годы двадцатого века это было тем более верно.
Почему? Потому что в эти годы гонки, не обремененные строгими правила безопасности не только зрителей, но и гонщиков, были завораживающим зрением. Потому что и зрители, и сами гонщики понимали, чем в любой момент может закончиться гонка.
Реклама автомобилей Jaguar на гонках, казалась рациональным решением, но в 1955 году после катастрофы в Ле-Манн, компании Уильяма Лайонса пришлось отказаться от подобной рекламы.
Компанию Jaguar Cars, ее руководителей и всю гоночную команду обвиняли в том, что они прямо или косвенно стали причиной трагедии на треке в Ле-Мане. И только невероятные усилия Билла Ренкина и всей его команды позволили автомобилям Jaguar, как, собственно, и компании Лайонса, выкарабкаться из этой трагической истории почти без репутационных потерь.
Скорость, знаменитости, пейзажи и реклама
Через несколько десятилетий реклама автомобилей «в движении» или «на ходу» вернулась, но в другом качестве и с другими участниками: рок-звездами, актерами и другими знаменитостями. Надо заметить, что сэр Уильям, не говоря уже о Б. Ренкине, прекрасно понимал важность рекламы с участием знаменитостей. По этой причине первым покупателем первого серийного Jaguar XK120 стал Кларк Гейбл – самый известный голливудский актер того времени в амплуа герой-любовник.
Фотографии, где Гейбл и Лайонс вместе рассматривают новенький XK120, привезенный актеру, хорошо известны.
Следующей моделью автомобиля Jaguar, в рекламной кампании которой участвовали кинозвезды, но уже 60-х годов, стала модель E-Type. Из перечисления имен и фамилий, владельцев Jaguar E-Type получится список минимум на одну страницу текста на листе А4 в формате Word.
Имена самых известных обладателей Jaguar E-Type: Тони Кертис (В джазе только девушки), Джордж Харрисон, Фрэнк Синатра, Питер Селлерс (Розовая Пантера), Элтон Джон, Стив Маккуин, Чарлтон Хестон, сыгравший Бен-Гура в одноименном голливудском фильме.
Но самым известным участником рекламы автомобилей Jaguar оказался Стинг с его знаменитой Desert Rose, фантастическим числом просмотром на YouTube и одним из первых Ягуаров эпохи, когда владельцем стал Ford Motor Co. или FoMoCo.
Современная реклама автомобилей Jaguar почти не отличается от аналогичной рекламы других британских автомобильных брендов. Красивые и захватывающие пейзажи, съемки в Бондиане, участие талантливых, красивых актрис, актеров и моделей, быстрая езда по горным дорогам, цифровые технологии и искусственный интеллект.
Кажется, что со времен Билла Ренкина рекламный мир очень сильно изменился, но так ли это?
На этот вопрос ответить не так уж просто.