Как выглядел преуспевающий бизнесмен (заключавший сомнительные сделки) в середине 30-годов XX века?
Для чего в конце 60-х мужчине с замашками героя-любовника, внешностью простолюдина и пухлым бумажником, нужен красный автомобиль? На какие деньги оператор на коммутаторе (была такая профессия еще в середине прошлого века) покупал дорогой автомобиль? Чего хотелось упомянутым выше героям классических детективов?
Ответ чрезвычайно прост – они хотели выделиться и подчеркнуть свои уникальные способности и возможности. До наших дней, автомобиль остается простым и непротиворечивым средством выделиться, подчеркнуть свою оригинальность, принадлежность к определенной группе и среде обитания. Потому что с самого начала автомобиль стал пусть и не самым доступным, но самым простым средством самовыражения. Таковы свойства human nature, изменить которые не смогли ни тоталитарные режимы, ни отказ от демонстративного потребления. Автомобиль рассказывает о своем владельце больше, чем аккаунт в социальных сетях или переписка в мессенджере.
Эту особенность, желание выделиться или подчеркнуть то, чем занимаешься, давным-давно заметили авторы классических детективов. Рекс Стаут, Агата Кристи и Жорж Сименон, с редкой виртуозностью указывали своим читателям на характерные черты главных и второстепенных персонажей.
В 1936 году Агата Кристи опубликовала детективную повесть, жанр практически исчезнувший в XXI веке, «Murder in the Mews» или «Убийство в проходном дворе». Одним из подозреваемых в убийстве молодой женщины был майор Юстас. Хорошо сложенный джентльмен средних лет франтоватый, вальяжный, в синем пальто и котелке, с военной выправкой и коротко подстриженными усами. Его видели выходящим из квартиры убитой и садящимся в автомобиль Swallow. Шустрый и внимательный подручный из ближайшего к дому жертвы гаража, мальчишка-подмастерье назвал автомобиль, на котором уехал подозреваемый, старьем. Действительно, в 1936 году автомобиль подозреваемого Swallow был уже старым и скорее всего, это был Austin Seven, выпуск которого Уильям Лайонс и его компаньон начали еще в 1927 году. Austin Seven с кузовом от Swallow Sidecar Company даже в середине 30-годов XX века был популярен и уважаем. Чем занимался подозреваемый джентльмен? Он был банальным шантажистом и по этой причине стал подозреваемым в убийстве.
Парадоксально, но тем, кому нужен был простой и надежный автомобиль с неприметной внешним видом, Austin Seven от Swallow Sidecar подходил как нельзя лучше.
Рекс Стаут, представитель англо-саксонской детективной школы из Америки, желая подчеркнуть чрезмерность трат одной из героинь повести «The Next Witness» (Следующий свидетель), сделал ее владелицей желтого автомобиля Jaguar. Повесть «Следующий свидетель» была опубликована в 1955 году и, скорее всего, у Элен Велтц (так звали героиню) был Jaguar модели XK120. Но нельзя исключать и того, что им мог стать и XK140, выпуск которого Jaguar Cars начала в 1954 году.
Как телефонистка или оператор на коммутаторе с жалованием не более 80 долларов в неделю, могла купить автомобиль за 3000 долларов (XK120) или XK140 3700 долларов? Практическая и теоретическая невозможность такой покупки, стала для Ниро Вульфа ниточкой, потянув за которую он вычислил убийцу, оказавшимся тривиальным шантажистом, хотя и оснащенным самыми современными (на тот момент) техническими средствами.
Внимание фанатов автомобилей Jaguar в упомянутой повести Рекса Стаута, привлекает и цвет автомобиля – желтый. Нетипичный и нетрадиционный для послевоенных британских автомобилей, желтый цвет был очень популярен в США – главном рынке сбыта Jaguar и других английских автомобилей. Чем привлекал американцев Jaguar XK120 или XK140 желтого цвета? Ответить со всей определенностью не получится, однако желтый был востребован покупателями Jaguar из Америки и с этим приходилось считаться. Скорее всего, Элен Велтц, покупая желтый Jaguar хотела утешить себя, привлечь внимание тех, кто мог бы ей помочь выбраться из безвыходного положения. Желтый Jaguar, как это видно из текста Рекса Стаута прямо-таки кричал об этом и в конечном итоге Ниро Вульф и Арчи Гудвин, спасли запутавшуюся в моральных принципах девушку.
Детективный роман Жоржа Сименона «Мегрэ и виноторговец», один из последних романов о комиссаре Мегрэ, опубликован в 1970 году. Это был год, когда компания Jaguar Cars начала испытывать систематические трудности со сбытом и качеством автомобилей. Модельный ряд Jaguar в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века был разнообразным. Он включал знаменитый E-Type с двигателем V12, один из самых удачных представительских автомобилей JJaguar XJ12 и выпущенная ограниченной серией двухдверная версия автомобиля Jaguar XJ6 Coupe.
Выбрать из этого великолепия красный Jaguar, который больше всего подошел бы к типажу главного героя и одновременно жертвы убийства не так просто. Мог ли крупный и мускулистый Оскар Шабю, больше походивший на игрока в регби, чем на преуспевающего бизнесмена втиснуться в компактный Jaguar E-Type? Или это был просторный двухдверный Jaguar XJ6, пользовавшийся исключительным спросом в США, но не во Франции? Может быть, экстравагантный виноторговец с палево-серыми глазами и неуемным любовным аппетитом сам управлял представительским Jaguar XJ12? Кто знает!
Любой из этих автомобилей, а то и сразу все, мог приобрести Оскар Шабю. Причем, и Jaguar E-Type и двухдверный XJ6 Coupe, выпускались в красном цвете.
Человек «выбившийся в люди», сам себя сделавший бизнесмен, банальный шантажист и молодая женщина, запутавшаяся в жизни, каждому из них автор выбрал автомобиль Jaguar. Тем самым подчеркивая особенности их характеров и привычек.
Jaguar – это автомобиль для тех, кто умеет и жаждет выделяться!