Легко ли делать прогноз на будущее? Что обещает нам будущее, к чему готовит? К безоблачным временам или трагедиям?
День грядущий
Прогнозировать будущее несложно. Для этого эксперту, а именно они и предсказывают будущее, нужно быть внимательным слушателем. Он непременно должен быть дотошным читателем, обладать аналитическим умом и … чувством юмора. Если у эксперта, взявшегося предсказывать будущее отсутствует чувство юмора, то получится не прогноз, а что-то другое. Например, гадание на кофейной гуще или картах Таро. Или астрологический прогноз, в котором почетное место занимает ретроградный Меркурий.
Чувство юмора – прекрасное чувство. Оно спасает нас от звериной серьезности, закомплексованности, самоуверенности и вселяет надежду. Сейчас, когда в экономике начался очередной кризис, юмор и его верная спутница ирония могут спасти нас. Они напоминают, что ни одна технологическая революция не шла прямым путем, что обязательно случались крутые повороты и неожиданно длинные пути вниз. Так обстоит дело и сейчас.
Карантин на автомобильных заводах в Китае, а теперь и в Южной Корее, более чем вероятная остановка автозаводов в Европе и других частых света, не слишком приятная новость. Деньги необходимы современному автопрому именно сейчас, в эпоху неизбежных перемен, опасная штука.
Задуматься о дне грядущем, о том, что будет после окончания карантина и восстановления производства автомобилей и компонентов придется всем.
Скандал и его роль в технологической революции
Технологические перемены в производстве автомобилей начались давно, они уже необратимы. О том, что перемены в автомобилестроении неизбежны, Ян Каллум говорил уже в 2017 году. Время нельзя повернуть вспять, вернуть мировой автопром в 2015 год, в счастливую пору до начала скандала, известного сейчас как Diesel Gate.
Невозможно вернуться в те идиллические времена, когда автомобиль Tesla считали причудой, даже капризом одного экстравагантного предпринимателя. Отменить практически невыполнимые и безумные решения еврочиновников о выбросах CO2 для дизельных двигателей легковых автомобилей тоже не получится.
Скандал случился по той простой причине, что выполнить решение в стиле: «Пойди туда – не знаю куда. Принеси то – не знаю что», – можно в сказке, а не в реальности. Реальность отличается от сказки и требований чиновников тем, что в сказке можно надеяться на чудо. Чудеса в реальной жизни случаются, но редко, почти никогда. Надеяться на чудо, как это сделали топ-менеджеры концерна Volkswagen AG, было вынужденным и опрометчивым решением.
Правда обнаружилась, не без деятельной помощи конкурентов и вслед за Фольксваген о своем будущем задумались и другие производители автомобилей. Компания Jaguar Land Rover оказалась одним из производителей, кому скандал пошел на пользу, хотя не всем и сразу это стало очевидно.
Оказалось, что веселый, бесшабашный Илон Маск, которого многие отчаянно не любят, был прав, когда в 2006 году начала производство электромобилей Tesla. Великолепное чувство юмора, склонного к авантюрам уроженца Южной Америки, поставило серьезных и неулыбчивых топов большинства грандов автопрома в дурацкое положение.
Наперегонки со временем
Автомобили с ДВС явно стали выходить из моды и нужно было с этим что-то делать. Mercedes и БМВ, Ford и Дженерал моторс, Toyota и китайские производители, устроили гонку в поисках решений для автомобилей без двигателей внутреннего сгорания. Увы, но и в этом случае большим автомобильным компаниям не хватило чувства юмора и полностью отказала ирония.
Жажда славы и победы над конкурентом, подпитываемые отсутствием чувства юмора, привели закономерному результату. Модели электромобилей и автомобилей на альтернативном топливе созданы, а покупают не так, как те, где все еще стоят двигатели внутреннего сгорания. Почему так получилось?
Кто-то не хочет ждать три часа до полной зарядки электромобиля. У кого-то ближайшая зарядная станция находится в чуть ли не в часе езды. Иным непонятно, как именно обслуживать автомобиль с пуленепробиваемым (бронированным) бензобаком, не говоря уже о трудностях приобретения водорода.
Теперь, когда коронавирус и карантин поставили на паузу производство автомобилей и компонентов для них в Китае, Южной Корее. Когда цена на нефть соблазняет вернуться на проторенный путь, у топ-менеджеров крупнейших автомобильных компаний появилась возможность подумать.
О будущем уже созданных моделей, перспективах, финансах, присмотреться к опыту тех, кто раньше понял то, о чем они только сейчас задумываются.
Например, о том, как опыт компании Jaguar Land Rover, может им помочь в осмыслении настоящего и планах на будущее.
И об этом во второй части статьи.