Пресс-релиз, опубликованный в четверг 10 января 2019 года на сайте Jaguar Land Rover, превратил обычные для эпохи перемен неприятности в идеальный шторм.
Реакция, последовавшая на признания крупнейшего работодателя британского автопрома, напомнила об этом тривиальном и расхожем фразеологизме – Ideal Storm. За признанием компании JLR о сокращении рабочих мест на заводах Соединенного Королевства, последовала реакция прессы, правительства и депутатов парламента, обвинявших, сожалевших и возмутившихся таким решением компании. Те, кто, подобно BBC, старался изо всех сил сохранить беспристрастность или малую толику разума, предсказуемо оказались в меньшинстве.
Уйти, чтобы…
Если ранжировать критику, то лидируют упреки британских евроскептиков об отсутствии у руководства Jaguar Land Rover патриотизма и здравого смысла. Хотя еще три года назад, в 2015 году, те же самые критики благодушно встретили решение о строительстве завода в Словакии. Интересно, что тогда же, евроскептики британского парламента, ни одного плохого слова не сказали о благосклонности чиновников Евросоюза к упомянутому проекту. Все, чем тогда ограничились противники ЕС – недовольное ворчание.
Второе место уверенно занимает отрицание того, что решение компании JLR сократить 4500 рабочих мест на британских заводах компании, никаким образом не связано с тем, что творится вокруг выхода Великобритании из ЕС.
Заявления члена Палаты Общин от Консервативной партии Джейкоба Рис-Могг, выпускника Итона и Тринити-Колледжа (старейший колледж в Оксфорде), о том, что Ягуар Лэнд Ровер попросту прикрывает неопределенностью с Brexit собственные ошибки, достойны внимательного изучения и отдельной статьи.
Каким-то удивительным и даже непостижимым образом, от внимания парламентария ускользнули предупреждения Ральфа Шпета об опасности неопределенности в условиях расторжения договора с Евросоюзом.
Начиная с 2017 года генеральный директор Jaguar Land Rover доктор Ральф Шпет не единожды говорил, что хуже Brexit может быть только неопределенность с Brexit. Для крупнейшего работодателя Британии, опасность заключается не в самом по себе желании части британского общества отказаться от членства в ЕС. Опасность заключена в отсутствии внятных договоренностей об условиях выхода, что для современного автопроизводителя может оказаться смертельным.
Легкость, с которой Дж. Рис-Могг судит о происходящем в автомобильной промышленности Великобритании, шокирует. Адепт свободного рынка, поклонник Бенджамена Дизраэли и протекционизма, в интервью Daily Telegraph «вспомнил все». Проблемы с надежностью автомобилей Jaguar и чрезмерным, по мнению Дж. Рис-Могга, выпуском автомобилей с дизельными двигателями.
Но главное, что, по его мнению, следует прекратить руководству ведущего автопроизводителя Соединенного Королевства, так это попытки обвинить Brexit в том, что сейчас происходит.
Об умении читать то, что написано
Судя по высказываниям Джейкоба Рис-Могга, он либо читал невнимательно, либо вовсе не читал пресс-релиз компании от 10 декабря.
В пресс-релизе от 10 января и в неоднократных выступлениях Ральфа Шпета и других топов компании JLR, Brexit, конечно, упоминается. Но только в сочетании с неопределенностью, с которой столкнется любой британский автопроизводитель, если развод с Брюсселем, пройдет на условиях Евросоюза и без учета интересов Великобритании. Именно в таком контексте и упоминался Brexit и последний по времени пресс-релиз не стал исключением.
Удивительно и то, что от внимания выпускника престижных учебных заведений и фаната академического образования (латынь, греческий etc.) ускользнуло все, чем занималась компания последние два года. Создание инженерного центра в Манчестере, инвестиции в производство электромобилей в Вулверхемптон и аккумуляторов для них в Хамс-Холл. Разработка новых моделей электромобилей Jaguar I-PACE и гибридных моделей Range Rover Sport. Продолжение поддержки британских науки и образования – университеты Ковентри и Бирмингема. Наконец, инвестирование в развитие флагманского завода компании в Солихалле.
Не заметить такое было сложно и даже невозможно, для того, кто печется о будущем страны. Однако наш евроскептик умудрился сделать это. Почему?
Скорее всего, на такое избирательное зрение влияет несколько причин: происхождение, образ «возмутителя спокойствия», мягкий климат «Летнего королевства» (так называют графство Сомерсет) место рождения Джейкоба Рис-Могга – ярого борца за все британское.
Интересно, что накануне Рождества руководители Aston Martin, производителя роскошных спорткаров, заявили о наличии у них плана на случай т.н. Hard Brexit.