За каждым международным брендом или хотя бы рядом с ним, обязательно стоит яркая, незаурядная личность. С фантастической деловой хваткой и интуицией, тяжелым характером и беспримерной удачливостью.
О роли личности
Автомобильная промышленность не исключение. Здесь, как в никакой другой отрасли, гениальные бизнесмены найдутся во множестве, а список имен будет длинным.
Генри Форд и Джованни Аньелли, Уолтер Бентли и Никола Ромео, Уильям Лайонс и Энцо Феррари – вот те выдающиеся бизнесмены, которым мы обязаны незабываемыми моделями автомобилей. Они совершали выдающиеся поступки, бывали очень упрямы, подвержены шаблонному мышлению, вспомним черную Жестяную Лиззи и ее создателя Генри Форда.
Порой и этого казалось мало и тогда они совершали опрометчивые поступки, как сэр Уильям Лайонс в 1966 году.
Интересно, что большинство из упомянутых отцов-основателей автомобильных марок, хотя и были авторитарными личностями, но это не мешало им ценить способности других. Тех, кто создавал дизайны, придумывал инженерные решения сложных проблем, внедрял технологии и занимался продажей автомобилей.
Несмотря на то, что быть подчиненным Уильяма Лайонса или Генри Форда, было сложно, порой невыносимо, их команды отличались устойчивостью, а те, кто в нее входили, обладали независимым мышлением. И даже могли перечить своим нанимателям-начальниками.
Оспаривать важность командной работы бессмысленно и глупо, но еще более глупо оспаривать влияние и роль той или иной личности на работу в команде, на создание бренда.
Инженеры или удивительная команда Лайонса
В 1905 году в Северном Лондоне родился Уолтер Томас Фредерик Хассан – один из двух выдающихся двигателистов эпохи классических автомобилей. Уолтер Хассан или Уолли Хассан, закончив Северный политехнический университет в Хакни и после его окончания получил работу в Bentley Motors. Там Уолли быстро стал ценным работником и даже получил возможность повысить квалификацию. Он был востребованным специалистом и даже в году Великой депрессии находил себе хорошую работу.
Хассан обладал умением настраивать двигатели гоночных автомобилей и в один прекрасный день его заметил Уильям Лайонс. Дело было в сентябре 1938 года на автодроме Брукландс, где имя Уолтера Хассана Лайонс слышал неоднократно. Рекомендации Уильяма Хайнса для сэра Уильяма было достаточно и Уолтер Томас Фредерик Хассан стал сотрудником компании. Главная заслуга Уолли Хассана — это создание двигателя для Jaguar XK120 – одного из самых известных и красивых автомобилей послевоенной эпохи.
Главный инженер Jaguar Cars Уильям Хайнс родился в 1903 году в Уорикшире в курортном городе Лемингтон-Спа. После окончания школы получил работу в Humber Car Company, где ему посчастливилось изучить автомобильное дело, начиная от проектирования отдельных частей автомобиля до окончательного его варианта.
В 1930 году упорный, старательный и талантливый Уильям Хайнс стал начальником технического отдела Humber Car Company. Через пять лет в 1935 году им заинтересовался другой Уильям – Лайонс и предложил, после 5 (!) собеседований работу над амбициозным проектом создания собственной инженерной службы.
Здесь, нужно заметить, что ни Уолли Хассан ни Билл Хайнс, никогда не робели перед Лайонсом и всегда были готовы оспорить его решения, если считали из неподходящими или неразумными. Удивительно, но такой авторитарный и жесткий бизнесмен и владелец, каким был Уильям Лайонс, прислушивался к тому, что говорили Уолли и Билл. Не сразу, не во всем, но отношения были таковы, что возразить сэру Уильяму не было чем-то сверхъестественным или опасным.
Объяснение этому явлению дал Уолтер Хассан:
Если вы были честны с ним (Лайонсом), то он ценил это. Вам нужна была смелость, чтобы отстаивать свои убеждения. Когда я присоединился к компании, то нашел его довольно официальным, но когда мы познакомились ближе, то я обнаружил, что он готов выслушать чью-то точку зрения и был в общем доступен. С сэром Уильямом всегда было полезно быть честным.
Почему сэр Уильям Лайонс этот противоречивый, упрямый бизнесмен, с тяжелым характером, иной раз не умевший объяснить, что он хочет, прижимистый и даже не склонный вести переговоры (вспомним случай с забастовкой рабочих Jaguar Cars), все же был способен выслушать подчиненных? Как ему удавалось прислушиваться к сказанному и не уволить ни одного из тех, с кем он пережил войну и начал выпуск потрясающих автомобилей?
Возможно, Лайонс понимал, что есть пределы его компетенции и знаниям. Что собственник компании не может добиться чего-то важного и ценного без других.