Jaguar XJ-S – автомобиль сменивший знаменитый Jaguar E-Type и отличавшийся радикально новым дизайном.
История Jaguar XJ-S
Автомобиль изначально был заводским прототипом имевшим название XJ27 (его полная история доступна при переходе по ссылке), однако по окончанию проектирования и утверждения всех сопутствующих аспектов он получил текущее название – Jaguar XJ-S. История автомобиля началась еще в 1966 году с прототипа Jaguar XJ21, который со временем перетек в проект прототипов Jaguar XJ27 и XJ28.
Jaguar XJ21, который изначально должен был стать “плавной” заменой E-Type, стал пробелом в истории так и оставшись нереализованным прототипом. Именно поэтому так заметна стилистическая разница между последней серией E-Type и сменившим его XJ-S, который был создан на базе автомобилей XJ.
Новый автомобиль Jaguar XJ-S Coupe
Автомобиль Jaguar XJ-S был анонсирован 10 сентября 1975 года и выставлен на автомобильном шоу во Франкфурте.
Первые впечатления прессы на модель были смешанными, как, впрочем, и публики. Одна часть людей не могла понять как можно было создать такой автомобиль после грациозного E-Type, а вот молодое поколение вполне смогло оценить новый дизайн.
Автомобиль Jaguar XJ-S Pre-HE имел ряд проблем на всем этапе своего проектирования и производства (смерть Сайера, проблемы в BLMC, трудности с запуском производства, меняющееся законодательство США и т.д.), что явно сказалось на итоговом результате. Целью компании было создать совершенно новое творческое направление для марки, что вполне удалось.
Для продвижения совершенно новой модели была начата обширная рекламная компания, которая совершенно не была похожа на рекламу предыдущих моделей. Все промо-материалы были сделаны в современном-молодежном стиле, что еще раз подчеркивало “дух” Jaguar XJ-S.
В 1975-76 годах независимыми автомобильными журналами были проведены различные тесты, и хотя модель можно было назвать одним из лучших GT (Grand Turismo) на рынке, ему предрекли довольно быструю смерть. В то время автомобили GT V12 были редкостью, в то же время бушевал топливный кризис, который еще больше усугублял ситуацию (модель имела очень большой расход топлива). Однако, как окажется, линейка Jaguar XJ-S будет довольно живучей.
С 1977 года в автомобиль стали устанавливать алюминиевые трансмиссии GM Turbo-Hydramatic 400 взамен старых BorgWarner Model 12 с чугунным корпусом.
Ближе к началу 1980 года производство Jaguar XJ-S значительно сократилось из-за ряда различных причин, одной из которых был высокий расход топлива автомобиля.
Редизайн и переработка в XJ-S HE Coupe
Ситуацию с большим потреблением топлива удалось решить швейцарскому инженеру Майклу Мэю (Michael May), который переработал существующий двигатель V12 на 5.3 литра и предложил изготавливать их с камерами сгорания типа “Fire Ball”. Это решение позволило уменьшить расход топлива на 15%, а также увеличить мощность двигателя до 295 л.с.
Существовавший Jaguar XJ-S Pre-HE также получил частичную переработку кузова и интерьера:
- Покрашенная в цвет кузова задняя часть багажника (вместо черного);
- Новые диски типа “Морские звезды”;
- Хромированные вставки сверху бамперов;
- Вставки из вяза на приборной панели и дверных картах.
Частично пересмотренный автомобиль с улучшенным двигателем получил обозначение Jaguar XJ-S HE. Именно в таком виде классический XJ-S с кузовом Coupe будет производиться до 1991 года.
Анонс кузова Cabriolet и запуск Jaguar XJ-SC
В 1983 году был представлен новый алюминиевый двигатель 3.6 литра с шестью цилиндрами – AJ6. Для его установки потребовалось слегка приподнять центральную капотную часть, благодаря чему они легко идентифицируются.
В этом же году была показана новая модель – XJ-SC, автомобиль в кузове Cabriolet, который базировался на новом двигателе. Новая модель, фактически, не была Кабриолетом, а имела кузов типа Targa, в которой складывается только крыша, но остаются все дуги и элементы фиксирующие крышу.
С 1985 года Jaguar XJ-SC стали выпускать с двигателем V12 5.3 литра.
В 1987 году автомобиль стал доступен с автоматом ZF 4HP22, который стал альтернативной механике Getrag 265 доступной с самого начала выпуска.
Двухместная модель XJ-SC, которая никогда не имела большого успеха на рынке, была заменена на полный Кабриолет в 1988 году.
Запуск XJ-S Convertible и рестайлинг модели
С 1986 года фирма Hess & Eisenhardt по контракту с Jaguar строила полноценные кабриолеты. До 1988 года было построено почти 900 автомобилей.
Начиная с 1988 года модель XJ-SC была заменена заводским автомобилем в кузове Кабриолет (в этот раз уже полноценным), которая получила обозначение XJ-S Convertible и стала настоящим хитом.
Новый автомобиль имел гидропривод, который позволял без особых усилий складывать крышу, и тем самым превращать закрытый автомобиль в настоящий Кабриолет. В остальном это был все тот же классический XJ-S HE.
В 1991 году все автомобили серии получили рестайлинг и получили новое имя – XJS (тире было отброшено).
С 1975 по 1991 год было построено около 90000 тысяч автомобилей Jaguar XJ-S в различных типах кузова. Каждый из видов кузова и относящийся к нему двигатель получал соответствующий заводской код проекта (начинавшийся с XJ).
- XJ-S 5.3 litre Coupe (Pre HE) – код XJ27, изготовлено около 14800 автомобилей;
- XJ-S HE Coupe – изготовлено около 46955 автомобилей;
- XJ-SC HE Cabriolet – изготовлено около 3863 автомобилей;
- XJ-S HE Convertible – код XJ77, изготовлено около 15245 автомобилей;
- XJ-S 3.6 litre Coupe – код XJ57, изготовлено около 8867 автомобилей;
- XJ-SC 3.6 litre Cabriolet – код XJ58, изготовлено около 1150 автомобилей.
Есть упоминания о заводских проектах в кузове 2+2 Кабриолет, которые небыли реализованы, но имели коды XJ67 и XJ68 (двигатели V12 и AJ6).
Технические характеристики Jaguar XJ-S
Описание всех доступных типов двигателей:
Модель | Год | Объем | Диаметр/Ход цилиндра | Мощность |
---|---|---|---|---|
5.3 | 1975–1981 | 5345 c.c. | 90×70 мм | 285 b.h.p., 5800 r.p.m. |
5.3 HE | 1981–1991 | 5345 c.c. | 90×70 мм | 295 b.h.p., 5500 r.p.m. |
3.6 | 1983–1991 | 3590 c.c. | 91×92 мм | 225 b.h.p., 5400 r.p.m. |
Все технические характеристики, а также полное описание моделей, доступно в ссылках модельного ряда, который показан ниже.
Список моделей
Основной модельный ряд был представлен тремя типами кузова с одним рестайлингом в 1981 году:
Jaguar XJ-S Pre-HE Coupe
Первый официальный автомобиль серии XJ-S в кузове Coupe.
Полная информация про модель – Jaguar XJ-S Pre-HE Coupe.
Jaguar XJ-S HE Coupe
Переработанный автомобиль XJ-S в кузове Coupe, который получил ряд внешних и внутренних изменений. Является основой для автомобилей XJ-S в кузове Cabriolet и Convertible.
История, описание и характеристики автомобиля – Jaguar XJ-S HE Coupe.
Jaguar XJ-SC Cabriolet
Автомобиль с открытой крышей типа Targa, который получил обозначение XJ-SC (Cabriolet).
Вся информация про модель, её характеристики и история – Jaguar XJ-SC Cabriolet.
Jaguar XJ-S Convertible
Модель с полностью складной крышей, которую по-настоящему можно назвать Кабриолетом. Получила обозначение XJ-S Convertible.
Полное описание и все характеристики модели – Jaguar XJ-S Convertible.
Видео Jaguar XJ-S
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | Каталог запасных частей 1979 | Современный каталог запасных частей |
Расшифровка VIN |