Jaguar XK120 – первый серийный спортивный автомобиль “Jaguar Cars” после завершения Второй Мировой войны, наследник SS Jaguar 100.
Содержание:
История Jaguar XK120
Новый двигатель XK
Модель был создан на основе совершенно нового двигателя XK, разработка которого началась в далеком 1943 году во время войны. За это время ведущими сотрудниками компании было разработано множество тестовых образцов. Каждый маркировался буквой X с припиской букв в алфавитном порядке (XA, XB, и т.д.). Из всех наработок XK оказался самым лучшим.
Двигатель прошел множество различных тестов, например 24 часовую проверку с поддержкой 5000 об/мин, с последующим увеличением оборотов каждые 2 часа на 5 минут до 5250/5500/6000. Каждый двигатель проходил обязательный трехчасовой стендовый прогон с последующей двухчасовой обкаткой. О необходимости выпускать качественную продукцию, рабочим, на заводе, напоминали таблички “Damage Means Dismissal” (Ущерб означает Увольнение), что еще раз подтверждает надежность XK.
Ходило много слухов и споров касательно нового двигателя. В прессе постоянно твердили, что двигатель создан исключительно для гонок и имеет слишком высокую цену. Уже сейчас можно судить, что эти слухи необоснованны, ведь его производство (с различными типами модификаций) будет продолжаться вплоть до 1986 года.
Однако у первых двигателей имелись и недоработки, например при тестах выяснилось что он значительно греется. Причина была в недоработанной системе охлаждения, проблему с которой удалось решить увеличением диаметра шланга в одном из самых критичных мест, а также установкой шести лопастного вентилятора.
Модель-прототип
Изначально двигатель предназначался для нового представительского седана, но к 1948 году производство еще не было готово из-за не смонтированной линии по производству кузовных панелей. Именно поэтому появился Jaguar Mk V со старыми двигателями на 2.5 и 3.5 литра, а новый двигатель XK решили поставить на экспериментальную модель.
В феврале 1948 был разработан уникальный прототип Jaguar Super Sports, основанный на модифицированном шасси Jaguar Mark V, будущий XK120, где число 120 означало максимальную скорость автомобиля в милях. Первоначальный прототип отличался от классического Jaguar XK120, однако у компании еще было достаточно времени на доработку модели.
Существует две версии касательно этой экспериментальной модели. Первая утверждает, что автомобиль даже не планировался в производство, а был создан только для демонстрации новых двигателей. Вторая же, которая упоминается в большинстве источников, заявляет, что выпуск планировался достаточно ограниченной серией. В любом случае будущие показы определили судьбу модели.
Впервые экспериментальная модель была показана на Женевском автосалоне в марте 1948 года. Позже, 22 октября 1948 года, модель показали узкому кругу людей в “Grosvenor Hotel”, а 27 октября в “Earl`s Court Motor Show”, на котором она была показана в двух вариантах: XK100 (двигатель XG с 4 цилиндрами) и XK120 (двигатель XK с 6 цилиндрами).
Модель произвела фурор, и определенно приковывала внимание большинства. Руководство “Jaguar Cars” не было готово к такому ажиотажу, ведь кузов автомобиля производился вручную из алюминия, что из-за трудоемкости производства и количества материала (послевоенное время) не позволяло удовлетворить спрос, поэтому первые 240 автомобилей смогли получить самые шустрые счастливчики. С октября 1949 была запущена производственная линия основанная на производстве кузовов методом прессования из стальных панелей.
30 августа 1949 автомобиль завоевал почетное первое место в гонке “Silverstone”, что только поспособствовало увеличению спроса. После этого автомобиль еще не раз занимал призовые места в различных автомобильных состязаниях.
Стоит заметить, что по некоторым причинам Jaguar XK100 так и не попал в производство.
Производство и продажи
Практически все 240 автомобилей (кроме 5-6) с алюминиевым кузовом, выпускаемых с 1948 по 1949, пошли на экспорт. Из-за достаточно высокой цены XK120, около 80% всех выпущенных автомобилей ждет такая же участь.
Первые модели имели открытый кузов и многими именовались просто Roadster, хотя в официальных каталогах модель называлась Jaguar XK120 Open Two Seater (OTS или просто Roadster).
Модели из стальных панелей выпускаемые с октября 1949 практически не отличались от алюминиевых, только некоторые малозаметные элементы выдавали разницу.
В 1951 году в производство поступила модель Jaguar XK120 Fixed Head Coupe (FHC или Coupe), которая отличалась кузовом с фиксированной крышей.
В это же время было изготовлено 3 специальных модели Jaguar XK120 Lightweight (LT), которые должны были заменить Jaguar C-Type на гонках Le Mans, если новые автомобили еще не будут готовы.
Также с середины 1951 года начался выпуск специальных моделей Special Edition (в США называлась – M), которые стоили дороже, зато имели мощность в 180 л.с. (против стандартных 160) и отличались рядом параметров: специальный распредвал, специальные демпферы коленчатого вала, спицевые колеса, двойная выхлопная система (только на открытых моделях), более жесткие стабилизаторы.
В 1953 выпустили модель Jaguar XK120 Drop Head Coupe (DHC или Convertible), которую отличала складная крыша.
Производство моделей завершилось в сентябре 1954 года, незадолго до анонса Jaguar XK140. Всего был произведен 12061 автомобиль в различных кузовах с левым и правым рулем. Из них: OTS – 7614, FHC – 2680, DHC – 1767.
За несколько лет производства автомобилей XK120 комплектации частично менялись. Также многие гонщики и любители скорости делали неофициальные доработки двигателя: устанавливали другие карбюраторы и гбц.
Технические характеристики Jaguar XK120
Автомобиль был представлен с двигателем 3442 c.c. на 160 л.с., а также в специальной версии SE на 180 л.с.
Двигатель 160 л.с: | Двигатель 180 л.с: |
---|---|
|
|
Полные характеристики двигателя можно посмотреть в любой из статей модельного ряда XK120 представленного ниже.
Список моделей
Модельный ряд автомобилей XK120 был представлен четырьмя типами кузова:
Jaguar XK120 Open Two Seater
Самый первый кузов модели. Первые 240 автомобилей изготавливались вручную из алюминия, остальная часть из прессованной стали.
Описание и характеристики модели в посте – Jaguar XK120 Open Two Seater.
Jaguar XK120 Fixed Head Coupe
Модель в кузове с фиксированной стальной крышей.
Описание модели и подробные параметры кузова в посте – Jaguar XK120 Fixed Head Coupe.
Jaguar XK120 LT
Специальная модель изготовленная в количестве 3 штук, которая была запасным вариантом для гонок Le Mans 1951 года.
Вся информация про автомобиль в статье – Jaguar XK120 LT (Lightweight)
Jaguar XK120 Drop Head Coupe
Кузов с полностью складной крышей.
Подробная информация и характеристики кузова в посте – Jaguar XK120 Drop Head Coupe.
Видео Jaguar XK120
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | Сервисная книга | Каталог запасных частей |
Полный каталог запасных частей | Руководство по электрике |
Каталоги
Разное
Дорожный тест 1949 | Service data 1951 | Advertising plan 1954 |
Книга продавца 1954 |