Берта, жена Карла Бенца стала первой женщиной, управлявшей автомобилем. Грету Браун не удивило первое свидание с Уильямом Лайонсом на вершине холма. Королева Елизавета II была первой принцессой, носившей брюки, работая автомехаником во время WWII.
Начало
Самым удивительным фактом отношений между автомобилей и женщинами, является то, что дамы за рулем первых автомобилей не вызывали яростных споров, в отличие от велосипедисток. Есть как минимум две причины, почему так произошло.
Первая. Велосипед был и остается более доступным видом передвижения, чем автомобиль. К моменту появления на улицах городов первых автомобилей они были заполнены велосипедистами и велосипедистками. Велосипедистки были очень заметны, их одежда привлекала внимание прессы, карикатуристы охотно рисовали женщин на велосипеде.
Респектабельные буржуа обоих полов писали возмущенные письма о «падении нравов», вызванных катанием женщин на велосипеде. Религиозные деятели указывали на неподобающую одежду велосипедисток. Словом, велосипедистки были в центре внимания, с тех пор как сели на это двухколесное средство передвижения.
Вторая. Автомобиль в Европе и на Британских островах, вплоть до конца Первой мировой войны, был не слишком доступным средством передвижения. Купить автомобиль и тратить деньги на его обслуживание могли себе позволить только состоятельные личности, в чьей благопристойности, особенно женской, никто не сомневался.
Жена состоятельного человека за рулем собственного автомобиля тоже не вызывала сомнений в респектабельности, аккуратности и осторожности. Правда так, бывало, не всегда, даже реже, чем хотелось бы представителям закона, но все отношение к автомобилисткам было сдержанным.
Рекламные плакаты автомобилей Belle Epoque (Прекрасная эпоха) вплоть до начала Великой войны, полны разнообразными женскими образами. Интересно, что преобладающим был образ решительной дамы в большой шляпе, подвязанной шарфом или укутанной в меха и управляющей автомобилем в сложной ситуации.
Женская рука леди Лайонс
Первая мировая изменила жизнь Европы и Британии, автомобиль сыграл свою яркую роль на полях сражений, начал трансформироваться в средство передвижения, но все еще оставался доступным только людям со средствами. Велосипед по-прежнему оставался главным индивидуальным средством передвижения, но не единственным. На короткое время после войны главным его соперником стал мотоцикл, чтобы уступить его автомобилю.
Именно во времена господства мотоциклов Уильям Лайонс решил начать собственное дело и в компании с другим Уильямом – Уолмсли, основал компанию по производству мотоколясок. Компанию назвали Swallow Side Co., и к 1924 году бизнес стал настолько успешным, что Лайонс мог назначить день свадьбы с симпатичной Гретой Браун, с которой познакомился на танцах в Блэкпуле еще в 1921 году.
Традиционный медовый месяц молодые провели в Шотландии, переезжая с места на место на автомобиле Talbot 10/23 tourer. Когда появился Jaguar SS100, Грета Лайонс с удовольствием водила его и до конца своих дней хранила его в гараже поместья Ваппенберри Холл.
Миссис Лайонс, впоследствии леди Лайонс, была не только домохозяйкой, но и отличным советчиком для своего мужа. Она умело сочетала свои обязанности жены бизнесмена со своими возможностями, а главное – интересами. Леди Лайонс не согласилась с мужем, когда он захотел купить пару загородных поместий в Шропшире (Западный Мидландс) и Северной Ирландии.
Ей, управлявшей большим загородным домом Лайонсов, требовавшим, как и всякий большой дом, внимания и усилий, не хотелось обременять себя еще большим количеством обязанностей и ответственности.
Возможно, что, если бы у леди Лайонс было право голоса, когда муж решил заключить фатальную сделку с British Motor Corporation, история компании Jaguar Cars была бы совсем другой.
Вторая женская рука
Еще одной замечательной женщиной, оставившей яркий след в истории бренда Jaguar времен Лайонса, была Элис Фэнтон, пришедшая на должность секретаря-стенографистки в 1925 году. Как и все девушки послевоенной эпохи она любила развлечения, но ее работа в компании Swallow Sidecar оставляла очень мало времени для них. Все, что она и ее коллега Конни Диксон могли себе позволить – это танцы в Зимнем саду Блэкпула, где в то время находилась компания.
Довольно быстро Элис Фэнтон вместо Уильямом Лайонсом стала заниматься продажами и участвовать в работе всех автосалонов, где выставлялись первые автомобили – Austin Seven Swallow, SS100 и другие.
Элис обладала несомненным талантом продавца, умела выстроить надежные и доверительный отношения с агентами и дистрибуторами по продаже автомобилей. Именно ей Уильям Лайонс доверил контроль всех соглашений и поставок компании Jaguar Cars, особенно на внутреннем рынке. В 1956 году сэр Уильям назначил Элис Фэнтон директором по продажам на внутреннем рынке.
К несчастью, эта таланливая и замечательная женщина умерла от кровоизлияния в мозг в 1960 году, ей было всего 50 лет! Дочь Уильяма Лайонса Патриция, так описала Элис Фэнтон:
«Она была надежной как скала… такой умелой и деятельной, что отец не раз повторял, что если что-то пойдет не так, то придет Элис и все наладится в одночасье».
С тех пор прошло очень много лет, но женщины по-прежнему много значат для бренда Jaguar. Они работают в инженерных центрах и сборочных цехах, испытывают автомобили и участвуют в гонках. Этим женщинам уже не нужно стараться изо всех сил, чтобы их заметили и оценили, потому что традиция ценить женщин, начиная с Лайонса дожила до наших дней.