Jaguar Mk X (Mark X) – вальяжный и крупный представительский седан, последний из автомобилей получивших обозначение Mk (Mark).
Содержание:
История Jaguar Mark X
Работа над созданием Jaguar Mk X началась в апреле 1958 года. На этапе разработки прототип получил прозвище “Zenith” (Зенит), и предполагалось, что он будет построен, как и прошлые модели серии (не считая Mk 1) – на отдельном шасси. Последующий выпуск популярного Jaguar Mk 2 и покупка фирмы Daimler немного затормозили реализацию проекта.
Прототип с названием Zenith
Команда разработчиков во главе с Уильямом Хейнсом, однако, продолжила заниматься воплощением проекта в жизнь. Компания хотела сократить вес автомобиля и сделать его более низкопрофильным.
Хейнс сказал своей команде о том, чтобы сделать Зенит на 120-дюймовой колесной базе и использовать 14-дюймовые колеса (вместо 15) и перейти к несущему типу кузова. Вместе с другими новыми наработками Mark X также стал первым автомобилем в компании, на котором стали использовать заднюю подвеску аналогичную E-Type.
Изначально модель разрабатывалась на 3.8 литровом двигателе с АКПП. Механику решили добавить только ближе к окончанию проекта.
Производством унитарных несущих кузовов занялась уже знакомая фирма PSF (Pressed Steel Fisher Ltd.). Некоторые сказали, что такая сильная зависимость от PSF может привести к слияниям, и даже будет угрожать компании Jaguar.
Джефф Дэниелс (Jeff Daniels) в своей книге “Ягуар” сказал:
“Инженерная история” не была так впечатлена конструкцией кузова Зенита: “… надо признать, что в качестве очередного упражнения в унитарном строительстве Mk X не был полным успехом. Основным объектом унитарного подхода является экономия веса за счет исключения отдельного шасси и распределения напряжения по всему телу, заставляя каждую область кузова принимать свою нагрузку. Тем не менее унитарный кузов Mk X весил на 4,5 процента больше, чем Mk IX построенный на отдельном шасси”.
Можно предположить, что вес Jaguar Mk X был больше из-за его размеров. Да, он был длиннее и шире, однако он был построен на несущем типе кузова и был ниже своих предшественников. Настоящая причина, скорее всего, крылась в другом.
Есть как минимум несколько обстоятельств, которые повлияли и сделали Jaguar Mk X таким массивным:
- Нужно было быть уверенными, что новая подвеска будет с легкостью обрабатывать поступающие стрессовые нагрузки;
- Нежелание повторять “скрипящий” и “звенящий” кузов первых унитарных Jaguar Mk 1;
- Подстраховка на случай того, если даже самые плохие кузова изготовленные PSF пройдут контроль качества.
Не стоит забывать, что обеспокоенность компании была оправданной т.к. будущие автомобили были представительскими, и многие будущие владельцы вряд ли бы стали мириться с некачественным исполнением.
Конечный дизайн прототипа Jaguar Mk X был утвержден Уильямом Лайансом. Именно утвержденный им дизайн передней части автомобиля стал культовым для последующих автомобилей компании. Jaguar Mk X стал самым крупным автомобилем компании, и оставался им до 1992 года, вплоть до появления Jaguar XJ220.
На реализацию проекта было потрачено около 4.000.000£, включая огромную начальную программу испытаний.
Анонс, продажи и новый двигатель
Автомобиль попал в массовое производство 10 октября 1961 года, а был показан на автомобильном шоу Великобритании “Earls Court Motor Show” 18 октября. Не сказать, что его появление было фурором, но определенно вызвало интерес как со стороны посетителей, так и журналистов. Автомобилю сразу же удалось получить довольно хорошие отзывы в прессе. По больше степени он был предназначен преимущественно для рынка Америки, поэтому на внутренний рынок он попал только в марте 1962 года. Цена на автомобиль была в районе 2200£, что было очень даже приемлемо.
В октябре 1961 года Jaguar получил заказ в размере 22.500.000£ от североамериканских дистрибьюторов. У Jaguar было ровно 12 месяцев, чтобы построить и доставить более 10000 различных автомобилей, и им пришлось строго соблюдать указанные сроки. Но неожиданно стали появляться проблемы в производстве, которые длились на протяжении года и были связаны в большей степени с различными протестами рабочего персонала.
Ведущие автожурналы “The Autocar” и “The Motor” смогли протестировать автомобиль только после 1962 года. Если в “The Autocar” написали довольно хвалебный отзыв, то в “The Motor” не особо скупились на емкие словечки, в результате чего эта явная критика Ягуара вызвала гнев концерна “Ковентри”, а редактор журнала написал извинения компании.
Существует информация, что после покупки Daimler в 1960 году, компания Jaguar модернизировала двигатель Daimler V8 4561 c.c. до 5.0 литрового, чтобы установить его на прототип Jaguar Mk X и создать Daimler-копию модели. Автомобиль получился довольно шустрым и маневренным, однако проект прикрыли.
Официальная причина заключалась в том, что производственная линия Daimler не была приспособлена для серийного производства. Неофициальной же причиной называют то, что получившийся автомобиль был гораздо лучше и быстрее Jaguar Mark X с 3.8 литровым движком, что могло очень сильно повлиять на продажи марки. Также дизайнеры Jaguar не очень верили в V8 и были приверженцами 6 и 12 цилиндровых двигателей.
6 октября 1964 года было объявлено о замене 3.8 литрового двигателя на 4.2 литровый (как и на Jaguar E-Type). Новый двигатель не сильно хвастал измененными характеристиками, а просто был надежнее и достигал максимальной мощности на более низких оборотах. Также с грядущими изменениями произошли некоторые другие доработки: МКПП заменена на полностью синхронизированную, АКПП стала Borg Warner 8, новая рулевая система Marles Varamatic Bendix с усилителем.
К 1965 году было объявлено, что автомобиль станут оснащать дополнительной системой кондиционирования, а также о создании специальной “лимузинной версии Jaguar Mk X”. Эта версия отличалась центральным звуконепроницаемым разделителем между передними и задними рядами сидений. По имеющимся данным было построено всего 18 таких автомобилей.
Окончание производства и рестайлинг
К 1966 году было принято решение о незначительном рестайлинге Jaguar Mk X и его переименовании. Так, 10 октября 1966 года, на Лондонском автомобильном шоу был показан Jaguar 420G. Переделанный автомобиль мало чем отличался от предшественника, а в последующие года продавался и того хуже, пока производство не закончили в 1970 году.
До 1966 года было построено 18656 автомобилей Jaguar Mark X. Из них на 3.8 литра: праворульные – 9129, леворульные – 3848. 4.2 литра: праворульные – 3719, леворульные – 1960.
Характеристики Jaguar Mk X (Mark X)
Описание и характеристики Jaguar Mark 10 из индивидуального каталога 1962 года:
Двигатель: 6-цилиндровый двигатель на 3.8 литра, диаметр цилиндра и ход поршня 87×106 мм, 3781 c.c., специальная ГБЦ типа “Straight port” с алюминиевыми сферическими камерами сгорания и двумя распредвалами с клапанами под наклоном 70 градусов, компрессия 8:1 (7 и 9:1 опционально), 255 b.h.p., 5500 r.p.m., смазка двигателя с помощью погружаемого насоса с фильтром, чугунный блок цилиндров с сухими гильзами, три карбюратора S.U. HD8, герметичная система охлаждения с термостатом, отбалансированный стальной коленвал на семи свинцово-индиевых подшипниках, легкосплавные шатуны со свинцово-индиевыми подшипниками, алюминиевые поршни.
Коробка передач: Четырехступенчатая синхронизированная МКПП с ручкой переключения скоростей по центру пола передних сидений. Гипоидная задняя ось с самоблокирующимся дифференциалом. 10 дюймовый диск сцепления Borg and Beck. Передаточные числа: 1+Reverse – 11.95, 2 – 6.58, 3 – 4.54, 4 – 3.54. Аналогичная МКПП, но с блоком овердрайва от Laycock de-Normanville (рукоятка на рулевой колонке). Передаточные числа: 1+Reverse – 12.73, 2 – 7.01, 3 – 4.84, 4 – 3.77, overdrive – 2.93. АКПП Borg Warner с переключателем на рулевой колонке и гипоидной задней осью с самоблокирующимся дифференциалом. Передаточные числа: низ – 8.16-17.6, средняя – 5.08-10.95, верх – 3.54.
Передняя подвеска: Независимая передняя подвеска на гидравлических телескопических амортизаторах и поперечных рычагах с торсионным стержнем. Поперечные рычаги со стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя подвеска: Независимая задняя подвеска на гидравлических телескопических амортизаторах средней жесткости и двух пружинах.
Управление: Рулевой механизм с винтом и шариковой гайкой. Гидравлический усилитель руля. Рулевое колесо на 17 дюймов.
Тормоза: Мостового типа фирмы Dunlop с быстросменными колодками и вакуумным сервоприводом. Передние тормоза на ступице, задние на внутренних осях рядом с дифференциалом. Два главных цилиндра с гидравлическими системами (перед-зад). Совмещенный датчик окончания тормозной жидкости и поднятого ручного тормоза.
Бензиновое оборудование: Два топливных бака объемом 20 галлонов (91 литр). В каждом по электрическому насосу. Топливный фильтр. Переключатель на приборной панели для выбора питающего бака.
Колеса и шины: Штампованные диски с камерами и шинами Dunlop RS5 Road Speed 7.50×14. Запасное колесо в багажнике автомобиля (перед инструментами находящимися в специальном ящичке).
Электрооборудование: 12 вольтный аккумулятор Lucas на 60 ампер (10 часовой разряд). Вентилируемый генератор, амперметр, боковые лампы, датчик малого количества топлива с предупреждающим световым сигналом, четыре фары головного света управляемые ножным переключателем, датчик оборотов на 5 дюймов, рукоятка для моргания фарами, электрический датчик давления масла, совмещенные фары заднего света и стоп-сигналы со стеклоотражателями, датчик температуры воды в системе охлаждения, система обогрева и кондиционирования салона, вакуумное опережение зажигания с центробежным регулятором, две лампы реверсивного света, автовыключающиеся поворотники со световым сигналом, подсветка салона с переключателем, двойные лампы в центральных проемах дверей работающие в двух режимах (автоматически и с переключателя), спидометр на 5 дюймов со встроенным счетчиком пробега, подсветка ножного отсека с автоматическим переключателем, прикуриватель, двойной звуковой сигнал, двойные двухскоростные дворники лобового стекла, электрический омыватель, стартер, масляная катушка зажигания, электронные часы, датчик окончания тормозной жидкости совмещенный с сигналом поднятого ручника.
Кузов и интерьер: Полностью стальной четырехдверный пятиместный автомобиль с кузовом типа монокок обеспечивающий отличную жесткость при низком весе. Большие полу-панорамные окна спереди и сзади обеспечат максимально комфортный обзор и не будут мешать посадке и выхода из автомобиля. Объемное зеркало заднего вида. Хромированные оконные рамки на всех четырех дверях. Открытие передних дверей сопровождается торсионным стержнем, а задних – пружинами. Кнопки на задних ручках для предотвращения поступления холодного воздуха при кондиционировании салона. Обивка сидений в качественной кожаной отделке Vaumol с поролоновым подкладом Dynlopillo. Откидные передние сидения с регулировкой и подлокотником. Передние и задние сидения включают подлокотники. В спинках передних сидений установлены откидные столики и пепельницы, в каждом столике по прямоугольному зеркалу. Полированная панель приборов изготовленная из дерева грецкого ореха и включающая датчик оборотов и спидометр, которые располагаются перед лицом водителя. Также включает амперметр, датчики топлива, давления масла и температуры системы охлаждения. Со стороны переднего пассажира расположен бардачок с замком и подсветкой. Большие полки по всей длине автомобиля. Под приборной панелью располагается радио и колонка (опционально), вместе с контроллерами обогрева салона и пепельницей. В случае отсутствия радио, панель блокируется заглушкой. Рулевое колесо с двумя спицами и встроенным полукруглым устройством подачи звукового сигнала. Центральный подлокотник задних сидений. Солнцезащитные козырьки. Ворсовые ковры с войлочным подкладом. Загнутые по кузову передние и задние бамперы. Сбалансированный капот в передней части.
Расцветка: Кузов/Интерьер; Опаловый-серебряно-серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Серый; Кремовый/Красный, Голубой, Темно-синий; Опаловый-синий/Голубой, Серый, Красный; Жемчужно серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Серый; Красный гранит/Красный, Бежевый; Туманный/Красный, Светло-синий, Темно-синий, Серый; Опаловый-оружейно-серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Бежевый, Серый; Котсуолдский-синий/Голубой, Темно-синий, Серый; Опаловый-бронзовый/Зеленая замша, Желто-коричневый, Красный, Бежевый; Шервудский зеленый/Желто-коричневый, Зеленая замша; Черный/Красный, Серый, Желто-коричневый; Опаловый-серебряно-синий/Темно-синий, Серый; Опаловый-темно-зеленый/Зеленая замша, Желто-коричневый, Бежевый; Опаловый-бордовый/Бордовый, Бежевый.
Размещение багажа: В багажном отделении задней части автомобиля на 27 кубических футов. Автоматическая подсветка багажной области (при открытии). Вся область отлично защищена от внешних воздействий.
Поддомкрачивание: Специальные слоты для подъема автомобиля обеспечат легкий подъем нужной стороны.
Размеры: Поворотный круг – 37 ft (11.3 метра). Вес – 35 cwt (1778 кг). Общая длина – 16′ 10″ (510 см), ширина – 6′ 4 3/14″ (193 см), высота – 4′ 6 1/2″ (137 см). Колесная база – 10′ 0″ (305 см), ширина колеи – 4′ 10″ (147 см), клиренс – 6 1/2″ (16.5 см).
Видео Jaguar Mk X (Mark X)
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | Сервис мануал 3.8 литра | Сервис мануал 4.2 литра |
Каталог запасных частей 4.2 литра |
Каталоги
Каталог США 1961 | Каталог запасных частей Lucas 1962 | Брошюра 1962 |
Каталог 1962 | Брошюра 1962 | Мини-брошюра США 1962 |
Каталог США 1962 | Брошюра 1963 | Брошюра 1964 |
Французский каталог |
Разное
Статья The Autocar 1964 |