Jaguar Mk 1 (Mark 1) – легкий и компактный автомобиль с кузовом типа Saloon и дизайном экстерьера похожим на спортивный Jaguar XK150.
Содержание:
История Jaguar Mark 1
Проект Utah – будущий Jaguar Mk 1
В 50х годах завод “Browns Lane”, принадлежащий Jaguar, заслуженно оказался одним из перспективных и самых больших в Великобритании. Именно в это время многие автопроизводители начали переходить от изготовления рамных автомобилей к более современным аналогам с несущим кузовом (унитарный метод).
Использование такой конструкции открывало новые разнообразные возможности, которые очень нравились Уильяму Хейнсу (главному инженеру) видевшем в этому свои перспективы: плацдарм для воплощения нереализованных дизайнерских решений, возможность изготавливать более быстрые и легкие автомобили. Именно он убедил Уильяма Лайонса о необходимости вложиться в это дело т.к. производство автомобилей с таким кузовом было более дорогостоящим.
Унитарный метод производства обладал и другим минусом – увеличенные показатели NVH (noise, vibration and harshness – шум, вибрация, не плавность движения). Единый кузов, как правило, действует как эхо-камера и усиливает шум передаваемый через подвеску. Работа с NVH тогда была неизвестной наукой, но к счастью Jaguar назначили ответственным инженера Боба Найта, человека, который должен был стать ведущим авторитетом в этой области.
Так зародилась потрясающая идея создать совершенно новый автомобиль с двигателем небольшого объема, который еще больше подчеркнет новую легкую конструкцию шасси и кузова. Первоначально проект стали именовать Utah (Юта), и его без сомнения можно назвать наследником Jaguar Mk IV с двигателем на 2.5 литра, которые закончили производить в 1949 году. По имеющимся данным уже тогда планировалось изготовить Saloon с двигателем небольшого объема для продажи в Европе и Великобритании. Однако релиз нового двигателя XK и модели Jaguar Mk VII, а также успех на рынке США, отдаляли идею на неопределенный срок.
Дизайн для проекта Utah разработал Уильям Лайонс, за кузова отвечала компания “Pressed Steel” (чтобы сделать Юту экономичной нужно производить ~10000 кузовов в год), а вот с технической частью пришлось повозиться. Стоял вопрос о выборе двигателя для новой модели: четырехцилиндровый на 2.5 литра или переделанный шестицилиндровый XK на 2.5 литра.
Jaguar 2.4 Litre – производство, анонс и продажи модели
Известно, что было собрано несколько тестовых экземпляров с четырехцилиндровым двигателем 2.5 литра, однако из-за не слишком хорошей динамики (а также возможных будущих маркетинговых и технических проблем), и небольшой разницы в стоимости с шестицилиндровым двигателем на 2.4 литра, выбрали именно второй.
С августа 1952 года по декабрь 1953 производились различные испытания в результате которых двигатель 2483 c.c. был признан лучшим и выбран для реализации на новой модели. Уже ко второй половине 1954 года имелись два прототипа проекта Utah, а в январе 1955 собран первый полноценный экземпляр (что подтверждается документами с номерами шасси).
Хотя автомобиль и был частично похож на Jaguar Mk VII, он имел множество весомых различий: от уже упомянутой легкой несущей конструкции кузова до измененной технической части. Изначально модель стали называть Jaguar 2.4 Litre (и 3.4 Litre на поздней версии), но после запуска в 1959 году модели Jaguar Mk 2 её переименовали в Jaguar Mk 1.
Интерьер модели был сопоставим со спортивными моделями Jaguar. Большая часть инструментов панели приборов располагались в центральной части, что облегчало производство из-за различий между праворульными и леворульными моделями.
Первый показ автомобиля произошел в газете “The Times” 28 сентября 1955 года, и уже 19 октября, по традиции, модель анонсировали на “Earl`s Court Motor Show”.
Модель продавалась в двух версиях: обычная и более дорогая SE (Special Equipment), с рядом дополнительных преимуществ. Продажи были вялыми вплоть до лета 1956 года, пока журналы “The Autocar” и “The Motor” не оценили возможности новой модели.
Jaguar 3.4 Litre – мощное продолжение и конец производства
В 1956 году компания приняла решение о необходимости добавить к модели более мощный двигатель, аргументируя решение тем, что двигатель 2.4 литра недостаточен на важном американском рынке. В октябре 1956 был построен первый автомобиль Mark 1 с двигателем 3.4 литра. Модель отличалась увеличенной решеткой радиатора (улучшенное охлаждение), усиленной передней и задней подвеской, а также возможностью приобрести автомобиль с АКПП.
В течение следующих двух лет (до окончания производства в 1959 году) произошло много изменений:
- В сентябре 1957 решетка радиатор с модели 3.4 литра перекочевала на модель 2.4 литра;
- В октябре 1957 АКПП стала доступна на модели 2.4 литра;
- В январе 1958 был представлен комплект для переоборудования моделей дисковыми тормозами;
- С января 1959 дисковые тормоза стали стандартной опцией.
Производство автомобиля завершилось в августе 1959 года за несколько месяцев до анонса наследника – Jaguar Mk 2. Всего было изготовлено 37398 автомобилей Jaguar Mk 1. 2.4 литра: правый руль – 16250, левый руль – 3742. 3.4 литра: правый руль – 8946, левый руль – 8460.
Характеристики Jaguar Mk 1 (Mark 1)
Описание характеристик и данных Jaguar Mark 1 из каталога 1958 года:
Двигатель:
- 2.4 литра – 6 цилиндров, диаметр цилиндра – 83 мм, ход поршня – 106 мм, 2483 с.с., 112 b.h.p., 5750 r.p.m., два карбюратора Solex;
- 3.4 литра – 6 цилиндров с головкой блока цилиндров типа B-Head, диаметр цилиндра – 83 мм, ход поршня – 75,5 мм, 3442 с.с., 210 b.h.p., 5500 r.p.m., два карбюратора S.U. H.D.6., двойная выхлопная система;
- Общие параметры двигателей – два распредвала, насосная система охлаждения с термостатом и вентилятором, легкосплавные шатуны, принудительная смазка двигателя с насосом полной подачи, ГБЦ со сферическими камерами сгорания из качественного алюминия, чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни, сбалансированный семиподшипниковый коленвал, компрессия – 8:1 (7:1 опционально).
Коробка передач:
2.4 литра: | 3.4 литра: |
---|---|
|
|
Подвеска: Передняя подвеска – с телескопическими амортизаторами, на поперечных рычагах с винтовыми пружинами, независимая. Задняя подвеска – с телескопическими амортизаторами и продольными рычагами на полуэллиптических рессорах.
Тормоза: Гидравлика фирмы Lockheed “Brakemaster” с сервоприводом. Тормозные барабаны на 11 3\4 дюйма. Зона трения 157 квадратных дюймов. Дисковые тормоза Dunlop в качестве платной опции. Ручной тормоз в отверстии пола.
Управление: Винт и шариковая гайка с 18 дюймовым рулевым колесом от фирмы Burman. Опционально – Левый\Правый руль. Поворот рулевого колеса от упора до упора – 3 1\2 дюйма. Поворотный круг – 33 1\2 ft.
Колеса и шины: Штампованные диски с шинами низкого давления Dunlop 6.40×15. Спицевые колеса только в качестве платной опции и если установлены дисковые тормоза. Имеется запасное колесо в специальном отсеке под полом.
Бензиновое оборудование: Электрический насос S.U., 12 галлонный бензобак.
Электрооборудование: Общее для моделей с обоими двигателям: 12-вольтовый аккумулятор Lucas на 51 ампер с разрядом в 10 часов и регулятором напряжения. Генератор с принудительной вентиляцией, масляная катушка зажигания, встроенные лампы поворотников, фары основного света с предупреждающим световым сигналом (dipper), совмещенные лампы и задние стоп-сигналы со стеклоотражателями, двойной гудок, лампы реверсивного света, аварийный свет, подсветка приборной панели, дворники лобового стекла с двумя скоростями, стартер, вакуумная система опережения зажигания с центробежным регулятором, датчик контроля температуры воды в системе охлаждения, световой датчик окончания топлива, 5 дюймовый спидометр, амперметр. В модели 3.4 литра дополнительно установлены: две противотуманные лампы, прикуриватель, счетчик оборотов с электрическими часами, подсветка салона, электрические часы.
Размещение багажа: Предусмотрено в заднюю часть автомобиля с включаемой автоматической подсветкой. Вместимость – 13 1\2 кубических футов.
Инструменты: В специальном контейнере рядом с запасным колесом, домкратом, ключом для колес (только для спицевых).
Кузов и салон: Общее для моделей с обоими двигателям: Полностью металлический пятиместный седан с четырьмя дверями. Унитарная совмещенная конструкция кузова обеспечивает максимальную жесткость при минимальном весе. Сидения из качественной кожи с мягким поролоновым подкладом. Передние сидения с регулировкой высоты и глубины (на моделях с АКПП сидения с общей подушкой но раздельно регулируемыми спинками). Торпедо (панель приборов) и прочие деревянные элементы изготовлены из полированного дерева грецкого ореха. Два бардачка один из которых с запирающейся крышкой. Пепельница. Внутренние солнцезащитные козырьки. Глубокие ворсовые ковры поверх толстого войлочного покрытия. Мощные передние и задние бамперы. В модели 3.4 литра дополнительно – подлокотники у всех дверей и один центральный у задних сидений, обогреватель салона, омыватель лобового стекла.
Поддомкрачивание: Разъемы для домкрата (спереди и сзади) обеспечивают легкое и удобное поддомкрачивание автомобиля.
Размеры: Поворотный круг – 33′ 6″. Общая длина – 15′ 0 2/4″, высота – 4′ 9 1\2″, ширина – 5′ 6 2\4″, клиренс – 7′. Вес – 26 cwt (27 cwt на моделях 3.4 литра). Колесная база – 8′ 11 3\8″, ширина передней колеи – 4′ 6 1\2″, ширина задней колеи – 4′ 2 1/8″.
Модель Special Equipment: Доступна для модели 2.4 литра и включает: маскот, обогреватель салона, подлокотник для задних сидений, омыватель лобового, противотуманные фары, подсветка салона управляемая открытием дверей, счетчик оборотов с электрическими часами, прикуриватель, эмалированные выпускные коллекторы.
Цена: 2.4 литра в 1955 году ~1400£. В 1957 году 3.4 литра ~1800£.
Видео Jaguar Mk 1 (Mark 1)
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | Руководство по ремонту | Руководство по электрике |
Каталоги
Разное
Журнальный вкладыш 1956 | Список цветов 1956 | Памятка по смазке узлов 1958 |
История Jaguar 1965 |